Ибн Салман (р.а.) рассказывает, что один из сахабов Посланника Аллаhа (с.т.а.в.) рассказывал: "Когда мы победили в Хайбаре, мы начали покупать и продавать между собой трофеи, выпавшие на нашу долю. Один из нас пошёл к Посланнику Аллаhа (с.т.а.в.) и сказал: "О Расулюллаh (с.т.а.в.), никто не заработал сегодня столько прибыли, сколько я в сегодняшней торговле". "Сколько ты заработал?" – спросил Расулюллаh (с.т.а.в.). Он ответил: "Я покупал и продавал до тех пор, пока не заработал прибыль в 300 окия серебра". Посланник Аллаhа (с.т.а.в.) сказал: "Сообщить ли тебе кое-что лучшее, чем это?" Он воскликнул: "Что это, О Расулюллаh (с.т.а.в.)?" Расулюллаh (с.т.а.в.) ответил: "Два рака'ата нафль после фарз намаза".
Триста окия серебра – это около тридцати шести с половиной килограмм. Преходящий заработок этого мира не идёт ни в какое сравнение с вечным заработком ахирата. Наша жизнь будет приятной и достойной того, чтобы её прожить, если мы разовьем наш Иман (Веру) до такой степени, когда два рака'ата намаза в наших глазах будут более ценными, чем все богатства этого мира. Намаз – это действительно огромное сокровище, и поэтому Пророк (с.т.а.в.) называл его прохладой своих очей и среди того, что он завещал перед смертью, было указание соблюдать намаз. (Канзуль 'Уммаль).
Умми Салама (р.а.) рассказывает, что последние слова Посланника Аллаhа (с.т.а.в.), которые он с трудом смог произнести, были о внимании к намазу и доброте к рабам. Также существует хадис, рассказанный Али (р.а.), о том, что последние слова Расулюллаhа (с.т.а.в.) были о соблюдении намаза и страхе перед Аллаhом (с.т.) в отношении рабов. (Джами'а сагъир).
Однажды Расулюллаh (с.т.а.в.) отправил на джихад джама'ат в сторону Наджда. Они вернулись очень быстро с победой и приличными трофеями. Когда Расулюллаh (с.т.а.в.) увидел, что люди завидуют им и изумляются их быстрому и доходному возвращению, он сказал им: "Сообщить вам о группе людей, которые зарабатывают больше и в более короткое время? Это те, которые совершают свой утренний намаз с джама'атом и сидят после намаза до некоторого времени после выхода солнца, и затем совершают два рака'ата намаза."
Согласно Шакьикьу аль Балхи (рахьматуллаhи 'алейhи), очень знаменитому шейху, можно приобрести пять вещей пятью путями: увеличение пропитания – через двенадцать рака'атов нафль намаза ду'а в последние часы первой половины дня до полудня, т.е. дзуха намаз, свет в могиле через тахаджуд, очень удовлетворительные ответы Мункару и Накиру через чтение Корана, легкое пересечение моста над джаhаннамом через уразу и милостыню, место в тени Трона Аллаhа в день Кьиямата через уединение (то есть Зикр).
Существует столько высказываний Пророка (с.т.а.в.), велящих читать намаз и объясняющих его ценности, что очень трудно охватить всех их в этой статье. Некоторые из них, тем не менее, приведены ниже для благословения.
1. Намаз является первым и основным обязательством, приказанным Аллаhом Та'аля, и он будет первым и основным делом, о котором будет спрошено в Судный День.
2. Бойтесь Аллаhа (с.т.) в отношении намаза! Бойтесь Аллаhа (с.т.) в отношении намаза! Бойтесь Аллаhа (с.т.) в отношении намаза!
3. Намаз – это преграда между человеком и многобожием.
4. Намаз – это знак Ислама. Человек, который читает свои намазы вовремя, освободив свое сердце, выполняя все его требования, включая желательное, – истинно верующий.
5. Из всего приказанного Аллаhом (с.т.), Иман и намаз – самые ценные. Если бы было какое-нибудь другое дело лучше, чем намаз, тогда Аллаh Та'аля не приказал бы его Своим ангелам, некоторые из которых находятся день и ночь в рукhу, а другие в сажда.
6. Намаз – это столп Ислама.
7. Намаз унижает шайтана.
8. Намаз – это свет для муъмина.
9. Намаз – это лучший джихад.
10. Аллаh Та'аля оказывает свою Милость человеку, когда он начинает намаз. И это продолжается до тех пор, пока тот не закончит его.
11. Когда посылается с неба какое-нибудь бедствие, то от людей часто посещающих мечеть, оно отходит.
12. Если человек по какой-либо причине попадёт в джаханнам (Ад), огонь не будет жечь те части его тела, которые касались земли, когда он находился в сажда.
13. Огню запрещено касаться тех частей тела, которые касались земли во время сажда.
14. Из всех поступков Аллаh (с.т.) любит больше всего совершённый вовремя намаз.
15. Аллаhу (с.т.) больше всего нравится положение человека, когда он находится в сажда, прижимая свой лоб к земле в смирении.
16. Человек в сажда наиболее близок к Аллаhу Та'аля.
17. Намаз – это ключ от джанната (Рая).
18. Когда человек стоит в намазе, ворота джанната (Рая) раскрыты, и все завесы между ним и Аллаhом (с.т.) подняты.
19. Человек в намазе (так сказать) стучится в дверь своего Создателя, а дверь всегда открывается для того, кто стучится.
20. Положение намаза в Исламе, как головы на теле.
21. Намаз – это свет сердца. Пусть тот, кто хочет, осветит своё сердце (осветит её с помощью намаза).
22. Если человек хочет, чтобы его грехи были прощены Аллаhом Та'аля, он должен совершить, как следует вуду (тахарат), прочитать с богобоязненностью и смирением два рака'ата намаза, и затем, сделать ду'а Аллаhу Та'аля прося прощения, Аллаh Та'аля простит его.
23. Любой участок земли, на котором вспоминался Аллаh (с.т.) в намазе, гордится над остальной землей.
24. Аллаh Та'аля принимает ду'а человека, который просит у Него после совершения двух рака'атов намаза. Аллаh (с.т.) ему дарует то, за что он просит ду'а, иногда сразу же, а иногда (в его же интересах) позже.
25. Человек, который совершает два рака'ата намаза в уединении, где никто кроме Аллаhа (с.т.) и Его ангелов не видят его, получает освобождение от огня джаханнама (Ада).
26. Аллаh (с.т.) отвечает на одно ду'а человека после каждого совершённого им обязательного намаза.
27. Тот, кто заботится о своём пятикратном намазе, внимательно и как следует совершает рукhу, сажда, вуду и так далее, то джаннат (Рай) становится для него обязательным, а джаханнам (Ад) – запрещённым.
28. Шайтан боится мусульманина, пока он внимателен к своему намазу, как только он пропускает его, шайтан храбреет и старается сбить его.
29. Самое превосходное дело – читать намаз в начале времени.
30. Намаз – это жертва богобоязненных.
31. Намаз в его ранние часы самое любимое Аллаhом дело.
32. На рассвете некоторые люди идут в мечеть, а некоторые на базар. Те, кто идёт в мечеть, они знаменосцы Имана, а те, кто отправляется на базар, они знаменосцы шайтана.
33. Четыре рака'ата перед зухр намазом имеют такую же награду, как четыре рака'ата тахаджуда.
34. Четыре рака'ата перед зухр намазом становятся преградой от огня Ада.
35. Благословения Аллаhа Та'аля спускаются на человека, стоящего в намазе.
36. Самый превосходный намаз – это в полночь, но очень мало кто его совершает.
37. Ангел Джабраиль (алейhи ссалям) пришёл ко мне и сказал: "О Мугьаммад (с.т.а.в.). Сколько бы ты не жил, ты умрёшь в один день, кого бы ты ни любил, ты с ним расстанешься в один день. Истинно, ты получишь воздаяние за все, что ты делаешь (хорошего или плохого). Несомненно, честь для муъмина в тахаджуде, и его достоинство в том, что он не надеется на людей и не ждёт ничего от них.
38. Два рака'ата намаза в поздние часы ночи более ценны, чем весь этот мир и все что внутри него находится. Если бы не боязнь трудности для моих последователей, я бы сделал его обязательным.
39. Обязательно читайте тахаджуд, так как это путь праведных и средство приближения к Аллаhу Та'аля. Тахаджуд удерживает от грехов, является причиной их прощения, и улучшает здоровье тела.
40. Аллаh Та'аля говорит: "О, сын Адама! Не ленись читать четыре рака'ата в раннюю часть дня, потому что я удовлетворю твои нужды в остальную часть дня".
В книгах хадисов часто приводятся ценности намаза и побуждения к его соблюдению. Приведённые выше сорок хадисов можно выучить. И таким образом, можно заработать награду за знание сорока хадисов. Намаз – это огромное богатство, но это могут осознать лишь те, кто насладился его вкусом. Поэтому Расулюллаh (с.т.а.в.) называл его прохладой своих очей и проводил большую часть ночи, стоя перед Аллаhом Та'аля. Наш дорогой Пророк (с.т.а.в.) даже на своем смертном ложе велел нам быть внимательными к намазу. В хадисах сказано, что Расулюллаh (с.т.а.в.) часто говорил: "Бойтесь Аллаhа (с.т.) в отношении намаза". "Абдулла ибн Мас'уд (р.а.) рассказывает, что он слышал, как Расулюллаh (с.т.а.в.) говорил: "Из всех дел, намаз – это самое дорогое для меня".
Однажды Пророк (с.т.а.в.) сказал Абдуллаhу бин 'Умару: «Ты не будь таким, как тот человек, который раньше просыпался ночью (на намаз-тахаджуд), а потом перестал».
Перед отходом ко сну желательно иметь твердое намерение проснуться ночью и совершить тахаджуд. Ели вы не проснетесь ночью, Аллаh (с.т.) вознаградит вас как за совершенный тахаджуд и сон будет для вас милостью Аллаhа (с.т.). После пробуждения ото сна желательно использовать сивак, а затем прочитать до конца следующий аят: «Инна фи халкьи ссамавати...».
В хадисе, приводимом Бухари, Ахмадом и другими, говорится: «Если пробудившийся от сна попросит прощения грехов и прочтет следующую молитву (ду'а):
«Ла илаhа илла ллаhу ваhдаху ла шарика лаhу лаhуль мульку ва лаhуль хьамду юхьйи ва юмиту биядиhиль хайру ва рува 'ала кулли шай ин кьадир. Субхьана ллаhи вальхьамду лиллаhи ва ла илаhа илла ллаhу валлаhу акбар».
то Аллаh (с.т.) примет ду'а и простит ему грехи.
Весьма желательно, проснувшись ночью, многократно читать ду'а, просить о прощении грехов (произнеся «ас-тагъфируллаh»), читать салават Пророку (с.т.а.в.). Все эти молитвы особенно ценны в последнюю треть ночи.
В хадисуль кьудуси (в священном хадисе) говорится: «Всевышний Аллаh (с.т.) в последнюю треть ночи спускается на нижайшее небо (точнее, спускается ангел с Его повеления) и говорит: «Есть ли кто взывающий ко Мне, чтобы Я ответил ему? Есть ли кто просящий у Меня, чтобы Я дал ему? Есть ли кто просящий прощения грехов, чтобы Я простил ему?».
Как же мы беспечны, коли спим спокойно в то время, когда Всевышний Аллаh (с.т.) так к нам обращается!
Еще в хадисе, приводимом Муслимом, говорится: «Есть в ночи один час, в который Аллаh (с.т.) непременно даст, что бы мусульманин ни просил из благодати этого (земного) и того (потустороннего) мира. Такой час есть в каждой ночи».
В Коране и хадисах многократно упоминается о пользе намаза, совершаемого ночью после пробуждения.
Аллаh (с.т.) Всевышний в Коране (сура Аль-Исраъ, аят 79), обращаясь к Пророку Мугьаммаду (с.т.а.в.), говорит: «Проснись ночью и встань на молитву по доброй воле своей в дополнение к пяти обязательным, прося Аллаhа дать тебе достойное и славное место в другой жизни». Аллаh (с.т.) обращаясь к Пророку Мугьаммаду (с.т.а.в.) говорит, вставай в какую-нибудь часть ночи и соверши тахаджуд, т.е. отведи и скинь с себя сон (это является нафилой тебе, т.е. обязательством в дополнение к 5 фарзам, это лично для тебя), чтобы, воскресил Тебя Господь твой из могилы в превосходном раннге (т.е. перед всеми созданиями, давая в Судный День ранг, уровень заступничества).
В хадисе, рассказанном Муслимом, говорится: «Самая ценная молитва после обязательных – это молитва, совершаемая ночью после сна».
В хадисе, рассказанном Ибн Касри, говорится: «Двухракаатный намаз, совершенный в конце ночи, лучше, чем этот мир и все, что в нем».
От Аиши (р.а.) передается, что Пророк (с.т.а.в.) сказал: «Три вещи возложены на меня как обязательные, и они для вас являются суннатом;
1. Витр намаз
2. Сивак
3. Ночное вставание на тахаджуд».
И в хадисе Пророк (с.т.а.в) сказал: «Самые почитаемые из моего уммата – это изучающие и выучивающие Коран и встающие ночью на тахаджуд».
В другом хадисе Пророка (с.т.а.в.) говорится: «Когда раб Господа ложится спать, шайтан алейhи лаънат завязывает раба тремя узелками. Когда раб Господа встает и говорит «Бисмиллаhи ррагьмани ррагьим», первый узелок развязывается, когда раб Господа делает омовение, второй узелок развязывается, и когда раб Господа совершает тахаджуд намаз, третий узелок развязывается. Если раб Всевышнего будет поступать подобным образом, то он каждое утро будет вставать бодрым, с прекрасным настроением, а если раб Господа не будет так поступать, он будет вставать утром с ленью и с плохим настроением».
В хадисе, приводимом Дайлами, говорится: «Проснувшись ночью, совершайте хотя бы два ракаата. Ночные молитвы очищают от грехов, уменьшают гнев Аллаhа (с.т.) и жар огня Ада».
В хадисе, приводимом Тирмизи, Хакимом и Ахмадом, говорится: «Старайтесь просыпаться и подниматься на молитву в ночное время, ибо так делали лучшие праведные люди, которые были до вас. Это приблизит вас к Аллаhу (с.т.), смоет ваши грехи, освободит вас от болезней».
В хадисе, приводимом Тирмизи, говорится: «О люди, распространяйте мир и благодать Аллаhа (с.т.), кормите нуждающихся, укрепляйте хорошие отношения между родными и близкими, молитесь ночью после сна, когда другие спят, и вы войдете в Рай».
Если человек сам поднялся ночью на молитву, то лучше разбудить и тех, кто имел такое желание, особенно супругу (супруга), – это сунна Пророка (с.т.а.в.).
В хадисе, приводимом Абу-Давудом, говорится: «Да простит Аллаh (с.т.) грехи того человека, который поднялся ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудил жену свою, а если она не встаёт или не может проснуться, брызнул водой ей в лицо. Да простит Аллаh (с.т.) грехи и той жене, которая поднялась ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудила мужа своего, а если он не встаёт или не может проснуться, брызнула водой ему в лицо». (Конечно, брызгать надо так, чтобы спящий не испугался).
При желании мы тоже можем сделать так, чтобы эта ду'а касалась и нас.
Просыпаться среди ночи поможет:
– Кратковременный сон в дневное время. Это сунна Пророка (с.т.а.в.), но спать следует до обеда.
– Недопущение перегрузки на работе, чрезмерная усталость не даст проснуться ночью.
– Недопущение греховных деяний в течение дня. Сказано, что дневные грехи лишают мусульманина ночной молитвы.
– Знание и понимание ценности ночных молитв, размышления о райских блаженствах и адских муках.
– Любовь к Аллаhу (с.т.). Насколько мусульманин любит Аллаhа (с.т.), настолько он усердствует в выполнении Его повелений. А что может быть для человека, искренне любящего Аллаhа (с.т.), более ценным, чем душевный разговор с Ним в ночное время, когда этому никто не мешает?
– Совершение омовения перед отходом ко сну, чтение перед сном молитв, суры «аль-Фатиха», других коротких сур, раскаяние в грехах, мольба к Аллаhу (с.т.) о помощи для пробуждения ночью и совершения молитвы.
– Твердое намерение, решимость подняться ночью при отходе ко сну.
– Стремление меньше думать об этом бренном мире, стремление уменьшить любовь к нему.
– Своевременный отход ко сну. Если человек до полуночи и дольше сидит или лежит перед телевизором, то ему тяжело вставать ночью.
– Будильник или кто-либо из членов семьи, кто привык вставать ночью.
– Использование сивака перед сном. Сивак лучше положить рядом с собой.
– Если спать повернувшись к Кьибле.
– Не слишком мягкая постель.
Известный имам и выдающийся шейх 'Умар Сухраварди говорит, что тому человеку, который не поднялся ночью на молитву, следовало бы плакать, ведь в действительности это для него такая беда, что стоило бы плакать.
Да поможет нам Аллаh (с.т.) подниматься ночью на молитву и усердно служить Ему.
Тимур Махмудов