На окраине одного города был магазин. Его хозяин каждый раз, когда видел похоронную процессию, клал косточку от съеденного фрукта в кувшин. В конце каждого месяца он говорил, что в этом месяце столько-то человек умерло. В один из дней умер и он. К нему пришел друг, и, не найдя его в магазине, пошел к соседям и спросил их:
- Где хозяин магазина?
Они ответили:
- Он тоже попал в кувшин.
Эта история говорит нам о том, что в этом мире никто ни вечен. Сегодня он был в нем, а завтра его уже нет.
Поэт Юнус сказал очень красиво об этом мире:
Мы вышли из чрева матери, пришли на рынок, купили саван и вернулись в могилу.
Действительно, после любой торговли в этом мире, независимо от того, был человек богат или беден, ему достается только саван. Поэтому нам нужна настоящая торговля, полезная для Судного Дня.
Поэт Наджиб Фазы объясняет то, что мы сказали:
О, Умный торговец! Сшей карман себе, в который положишь то, что в могиле понадобится тебе!
Всемогущий Аллаh (с.т.) создал человеческий разум так, что он все может понять только через сравнение противоположностей, например, свет через тьму. Насколько сильна противоположность явления, настолько лучше человек поймет само явление. Например: любовь и ненависть, красота и уродство, добро и зло, мудрость и глупость, радость и горе, бренная и вечная жизнь. Человек находится между двух противоположностей, жизнью и смертью. Он любит жизнь и боится смерти. Поэтому его жизнь подобна неспокойной воде, т.е. он ощущает беспокойство.
У рождения и смерти есть своя цель. Человек только через них может понять тайны, сокрытые в себе, осознать их мудрость. Разве не задумывается разумный человек, что все в этом мире, от самых больших тел до самых мельчайших микрочастиц, подчинено определенной четкой дисциплине?!
Тогда Кто все это создал и определил эти законы? Разве через это человек не ощущает свою слабость? Ответ на эти вопросы мы можем найти в Священном Коране:
«Мы не создали землю и небеса, а также то, что между ними, для игры» (Ад-Духан, 44/38)
«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас на потеху, и что вы не будете ко Мне возвращены?!» (Аль-Муъминун, 23/115)
Смысл создания человека состоит в том, чтобы он при помощи своих способностей и талантов познал Всевышнего Аллаhа (с.т.). Эти знания необходимо украсить хорошими деяниями и таким образом восхвалять своего Любимого Творца. Кратко это называется служением Аллаhу (с.т.)
Через служение воспитывается нафс, очищается сердце, и через него познается Всевышний Аллаh (с.т.). Познание и понимание Величия Аллаhа (с.т.) - качества Пророков, также мы наблюдаем их у благочестивых праведников (вали). Степень праведника позволяет ему, контролируя желания своего эго, прийти к познанию Всевышнего. Эта степень познания Аллаhа (с.т.) называется «Фана филляh», что означает «растворение или исчезновение собственного «Я» в Аллаhе», как река, исчезает в море. Если человек достиг этой степени, то смерть для него желанна, так как она несет ему встречу с Любимым Аллаhом (с.т.). Хадис «умрите до смерти» объясняет степень этих людей.
Жалалутдин Руми (рахьматуллаhи алейhи) сказал:
- Умрите, если хотите ожить. Пророк Мугьаммад (с.т.а.в.) возвеличивает людей, умерших до смерти. Для таких людей настоящая смерть подобна свадебной ночи. Когда я умру, и люди понесут мои погребальные носилки, не думай, что это горе для меня. Не плачь по мне и не причитай. Когда меня опустят в землю, не говори: «Разлука, разлука». Могила - это занавес, а за ним - умиротворение Рая. Знай, что я был мертвым, а теперь ожил, плакал, а теперь улыбаюсь, что я погрузился в море любви и наконец-то достиг вечного мира.
Этими словами Руми (рахьматуллаhи алейhи) объясняет радость спасения от этого бренного мира переходом в мир вечный.
Милостивый Аллаh (с.т.) сказал о смерти в Священном Коране:
«Каждая душа вкусит смерть, и Мы подвергаем вас испытанию добром и злом (ради экзамена), и вы будете возвращены к Нам» (Аль-Анбийя, 21/35)
В Священном Коране Всевышним Творцом также сказано:
«(Он тот) кто сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям» (Аль-Мульк, 67/2)
У смерти нет языка, который бы мы знали. Но, тихо приходя, она оставляет после себя неизгладимые следы.
Пророк Мугьаммад (с.т.а.в.) говорил:
- Я вам оставляю двух советчиков. Один из них молчит - это смерть, а другой говорит - это Коран.