«Завоевание 1453» глазами российского мусульманина

09.03.2012

Как известно, на экраны кинотеатров во многих странах мира вышел самый дорогой фильм в истории турецкого кинематографа - исторический блокбастер о взятии Константинополя турками "Завоевание 1453" обошелся его создателям в 17 миллионов долларов.

В разгар премьерных показов интерес к фильму очень большой, особенно среди молодежи. Увидев картину на турецком, приходишь к выводу, что она доставит удовольствие даже тем, кто не знает язык оригинала. Поэтому россиянам, оказавшимся в Турции или в Европе, стоит обязательно его посмотреть. Продолжительность картины около трёх часов. В некоторых кинотеатрах фильмы идут сразу в нескольких салонах. Поэтому приобрести билет несложно, и цена доступная — 9-12 лир, что примерно около 200 рублей.

Касательно фильма и показанных в нем исторических событий. Признаюсь, что, как и многие россияне, я не особо знаю историю Османского государства и завоевания Стамбула. После просмотра картины я начал осознавать религиозное, политическое, историческое и культурное значение завоевания этого города. Мне пришлось покопаться в интернете, чтобы понять некоторые исторические моменты, показанные в фильме. Я думаю, что, прочитав эту статью, россиянам, которые пожелают посмотреть фильм, станет легче понять показанные в нем исторические события того времени.

С точки зрения спецэффектов и технологий картина не уступает Голливуду. Удачны и батальные сцены, сцена с известной гигантской пушкой «Базиликой». Компьютерные эффекты в целом также выполнены на высоком уровне. Я не буду останавливаться на одном из главных героев фильма – легендарном Улубатлы Хасане, о котором из истории почти ничего не известно, кроме того, что он водрузил флаг на стены города. Любовь Хасана и дочери венгерского военного инженера Урбана, который отлил для султана Мехмета Фатиха пушки, - художественный вымысел, который, как понимаю, использован для придания фильму красочности и романтики.

Подробнее хотел бы остановиться на моментах, которые привлекли мое внимание. Фильм начинается с хадиса Пророка Мухаммеда, мир ему, который гласит: «Константинополь непременно будет взят, и насколько прекрасен тот амир, и насколько прекрасно то войско, что завоюет его». То, что в начале фильма цитируется хадис, который связывается с рождением султана, придает фильму историческую глубину и ставит его на уровень выше всех других снятых на сегодняшний день фильмов об этом событии. В целом, в фильме представлено немало моментов, связанных с Исламом, - чтение Корана, звуки азана, всеобщий намаз армии султана Мехмета перед стенами города, такбиры «Аллаху Акбар» и др. Это, кстати, вызвало негодование у турецких секуляристов, которые увидели в этом пропаганду Ислама.

Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) представлен в фильме смелым воином, мудрым правителем, твердо идущим к своей цели – завоевать Константинополь. «Либо Стамбул окажется в моих руках, либо я паду у его стен», - говорит падишах. Восхождение на трон молодого (в 19 лет) и неопытного султана в 1451 г. поначалу было воспринято с облегчением и на западе, и на востоке, так как правители считали, что от него не может исходить опасности. В самом государстве молодого султана сперва также восприняли несерьезно. По этой причине султан Мехмет был вынужден в 1451 г. обновить договоры с Венецией, Генуей, Венгрией и Сербией. Молодой султан согласился платить дань Византии для продолжения с ней дружеских отношений, для жившего там принца Орхана. Принц Орхан претендовал на османский престол, возглавил восстание против султана и, в конце концов, был вынужден бежать в Константинополь и получил там покровительство византийского императора.

Согласно фильму, султан видит вещий сон, в котором его предок - основатель Османского государства указывает ему на то, что он должен завоевать Константинополь. После сна султан твердо решает, что он должен осуществить эту давнюю мечту мусульман. Главный визирь Халиль паша отговаривает султана от этого шага, считая, что это нанесет урон государству, аргументируя тем, что начнется новый крестовый поход. Однако другие визири поддерживают решение султана, и начинается подготовка к осаде и взятию Константинополя. Султан Мехмет в первую очередь создает условия, чтобы с востока на него не напало другое мусульманское государство — Караманиды, соперничающие с османцами.

На европейской части на берегу Босфора по приказу султана в 1452 г. строится Румелийская крепость. Установленные на ней бомбарды расстреливают византийские корабли, ходящие через Босфор в Чёрное море и обратно. Особое внимание Мехмед уделяет артиллерии, и с помощью венгерского военного инженера Урбана создаются гигантские многотонные пушки — лучшее оружие своего времени. Византийский император Константин понимает намерение османского султана захватить город и обращается за помощью к Риму. Рим ставит условие — будет помощь, если православные христиане подчинятся и объединятся с католическим Римом. Константинополь из-за страха перед османцами соглашается, и распря между православием и католичеством, продолжавшаяся столетиями, временно приостановливается. Однако, это соглашение воспринимается жителями Константинополя с критикой и бурным недовольствием. Византийцы не хотят присутствия европейцев в Константинополе и восстановления латинской эпохи. Православные христиане, помня ужасы крестоносцев, отвергают предложение, говоря: «Лучше нам жить с турком, чем с Римом».

Однако император Константин договаривается с Римом, и на помощь Константинополю отправляется войско и генуйский военачальник, который совместно с византийским императором Константином разрабатывает стратегию обороны города.

Осада города продолжается около двух месяцев, в период с 1 апреля до 29 мая 1453 г. Оборона города ложится на плечи латинян, которые отважно и отчаянно сопротивляются завоевателям. После 40 дней моральных дух и силы войска султана ослабевают, некоторые командиры в войске призывают оставить осаду и возвратиться назад. Распространяется слух, что на помощь Константинополю вышло Венгерское войско. Султан Мехмет пребывает в смятении. В этот сложный момент моральную и духовную силу ему дает Акшемседдин — великий суфийских шейх и наставник султана, уроженец Дамаска. Во сне шейху снится сахаба Абу Айюб Аль-Ансари, флагоносец Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха), и его могила у городских стен Стамбула. Шейх Акшемседдин так наставляет султана: «Абу Айюб Аль-Ансари, будучи старцем, вышел в путь из Аравии, чтобы удостоиться чести взятия Константинополя, о чем говорил наш великий Пророк, мир ему. Он воевал и погиб у стен города, став шахидом. Ты же молод и полон сил. Если не сейчас, то - никогда». Слова великого шейха и находка могилы сахаба вдохновляют султана и его войско, и они с новой силой возобновляют натиск на город.

Утром 29 мая султан со своим войском совершает общий намаз и испрашивает у Всевышнего победы. Османская армия начинает свое заключительное наступление с двух сторон: с суши и с моря. Наступление сопровождается такбиром «Аллаху Акбар» и ударами в барабаны. Начинается осада города, удачный выстрел из огромной пушки «Базилика», той, что была отлита венгерским инженером, валит укрепления и проделывает большую брешь в стене. Продолжается ожесточенный бой, силы противника иссякают, и в город на коне торжественно входит султан со своими визирями и войском.

В финальной сцене картины султан входит в собор Святой Софии, где в ожидании смерти православные верующие молятся о спасении. Мехмет берет на руки ромейского ребенка и целует его, демонстрируя, что не намерен больше воевать. Он говорит: «Вы можете свободно и без всякого страха исповедовать свою веру». (Стоит отметить, что вплоть до крушения Османской империи православное население Стамбула составляло до 45%, и только после крушения халифата и прихода к власти Ататюрка картина меняется).

В завершение хочу поделиться одной любопытной вещью, которую слышал от некоторых исследователей: Султан Мехмед Фатих родился в 1432 г. по Р.Х. В 1453 г. физически овладел "столицей мира" - Константинополем. Теперь проводятся параллели: в 1432 г. по хиджре (2011) начался процесс, который к 1453 г. (примерно 2031), инша Аллах, приведет к духовному овладению Римом и всем миром, при котором истины Ислама будут признаны большинством человечества и, благодаря Божественной милости, человечество увидит настоящую цивилизацию среди всеобщего мира, принесенного истинами Ислама.


Видео поможет разобраться, как был окружен Стамбул:

 

Источник: golosislama.ru