Так кто такой Аллах?

28.07.2012

 

Малек Шебель и Сухаиб Султан пытаются дать определение Богу с помощью набора слов, который используется для его описания в арабском языке. Особый интерес, по их мнению, представляют два фрагмента Корана, которые позволяют лучше понять природу Бога так, как она представлена в священной книге. Предлагаем вам отрывки из их книги «Коран для чайников».

«А» как «Аллах»

В каждом языке существует слово для обозначения идеи Бога. В русском это «Бог», в персидском - «Худа», в иврите - «Элох» и т.д. В арабском языке «Бог» - это «Аллах». Слово «Аллах» занимает особое место в исследовании Корана. Это великолепное и единственное в своем роде слово. Здесь нужно отметить сразу несколько моментов:

- Это слово нельзя поставить во множественное число (хотя в русском, например, можно сказать «боги»). Аллах уникален в своем роде.

- Коран зачастую говорит о Боге, называя его по одной из свойственных ему черт, таких как знание, могущество или милосердие. Аллах объединяет в себе все атрибуты божественности, так как она воспринимается в Коране. Когда в Коране звучит слово «Аллах», оно означает совокупность 99 Прекраснейших Имен Бога.

- Аллах как имя собственное не имеет связи с тем или иным полом (это слово не мужского и не женского рода). Кроме того, «Аллах» нельзя поставить в тот или иной род, хотя в русском, например, можно сказать «бог» и «богиня». Такое отсутствие родовой принадлежности подчеркивает главенство принципа единичности Бога: он не похож на свои творения. Хотя в Коране используется местоимение «Он» третьего лица, это объясняется тем, что в арабском языке нет среднего рода.

Идея Бога

В Коране насчитывается немало мест, где говорится о качествах и природе Бога. Особое внимание мусульманских теологов привлекают два следующих отрывка, которые дают представление о понятии Бога.

Очищение веры

В суре 112 под названием «аль-Ихлас» (Очищение веры) содержится всего четыре строфы, однако пророк Мухаммед заявил, что она одна представляет собой треть священной книги из-за важности ее содержания: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного 1. Скажи: «Он - Аллах, единый, 2. Аллах вечный. 3. Он не родил и не был рожден, 4. и нет никого, равного Ему».

Эта очень короткая сура отражает природу Бога, его трансцендентность, которая проходит через весь Коран. В суре содержатся четыре основных элемента. Два первых утверждают качества Бога, тогда как два последних - отрицание определенных теорий из других религиозных традиций:

- Арабское слово «таухид» означает единобожие. Факт того, что существует всего один бог, прекрасно описывает природу Бога. Представленное в Коране понятие Бога не встречается больше ни в одной другой религии. В то же время это не мешает Корану утверждать всеобщность Бога, который дает жизнь всем живым существам на небе и на Земле. Он – Господь востока и запада, как говорится в Коране.

- В священном писании также указано, что это откровение исходит из того же источника, что и у всех предыдущих пророков, в том числе Авраама, Моисея и Иисуса. Это означает, что в мире существует всего лишь один творец и владыка. Как следствие, благодарности и почитания достоин только он и он один. Первая строфа сутры аль-Ихлас полностью отрицает политеизм в любых его формах и проявлениях.

- Бог вечен и, значит, существует вне времени. Он не зависит от законов физики и принципа причинности, потому что первой причиной существования любого живого существа является сам Бог. Из этого следует, что Бог совершенно независим и самодостаточен, тогда как жизни всех его творений зависят от него.

- Вечная природа Бога также делает бесконечными его познания, могущество, сострадание и все другие божественные черты. Как следствие, с точки зрения Корана ниспосланные Богом наставления вечны и повсеместно истинны.

- Этот отрывок перечеркивает христианскую доктрину о сыне Бога. Коран считает, что Бог стоит гораздо выше потребности завести ребенка. У Бога нет ни родителей, ни детей.

- Коран также не приемлет распространенной мысли о том, что «мы все дети божьи». Для Корана человеческие существа – это служители Бога, которые связаны между собой как дети Адама.

- Коран утверждает, что Бог совершенно не похож на свои творения, которые неотделимы от телесной оболочки. Последняя строфа говорит об ошибочности восприятия Бога в антропоморфических терминах, которые, например, это можно увидеть в выражении «в руках Божьих». Мусульмане не пытаются сформировать для себя образ Бога. Поэтому все его изображения и иконы воспринимаются ими как богохульство.

Второй мусульманский халиф и один из ближайших соратников пророка Мухаммеда Умар Ибн Хаттаб (умер в 644 году) так высказался по этому поводу: «Ваша неспособность увидеть Бога и есть ваше видение Бога».


Малек Шебель, Сухаиб Султан


Источник: inosmi.ru