Бисмилляhир-раhманир-раhим. Альhамдулилляhи раббиль алямин. Ассалату вассаламу аля саййидина Муhаммадин ва-аля алиhи ва саhбиhи аджма’ин. Амма баг1ду.
Сказал Аллаh Всевышний в Коране:
[Св. Коран 40:78]
«И до тебя посылали Мы посланников. Мы рассказали тебе о некоторых, о других же Мы не поведали тебе».
Всего в Коране упоминаются 25 Пророков и Посланников. Мы иншаАллаh расскажем истории Пророков и Посланников упомянутых в Коране.
Создание Господина нашего Адама (а.с.)
Аллаh Всевышний сказал в Коране:
[Св. Коран 2:30-36]
30. И [вспомни, о Мухаммад], когда Господь твой известил ангелам: «Я поставлю на земле наместника [это тот кто будет проводить законы Мои на Земле]» Они сказали [за 2000 лет до создания Адама (а.с.) на земле жили группы джиннов, они назывались Тамме и Рамме. Жили они на земле долго, по законам Господа, затем они стали ослушными Господу. И послал Аллаh Всевышний на них ангелов, которые уничтожили джиннов. И вот ангелы, зная то, что творили джинны на земле, обратились с таким вопросом]: «Неужели Ты поставишь на ней того, кто будет творить бесчестие на земле и проливать кровь, тогда как Мы воздаем Тебе хвалу и славим Тебя?» Он [им] сказал: «Воистину, Я знаю то, что не знаете вы». [сказал Аллаh ангелам: “Вы увидете, что Адам и его потомство отличаются своей службой от джиннов, потому что, среди них будут пророки, праведные, отшельники, которые будут служить до Судного Дня”]
31. И Он [Аллах] обучил Адама всем именам [сотворенного], а затем представил их перед
ангелами и сказал: «Назовите Мне по именам все это, если вы говорите правду» [Аллаh сотворил Адама и научил его названиям предметов, которые будут употребляться в жизни [Мунтахаб]].
32. Они [ангелы] ответили: «Хвала Тебе! Мы ведаем лишь то, чему Ты нас учил. Воистину, Ты – Знающий и Мудрый».
33. Он сказал: «О Адам! Ты сообщи им об их именах». И когда Адам сообщил им их имена [назвал Адам каждую вещь на всех языках своим именем из чего оно создано, как создано и для чего оно создано], то Аллах сказал ангелам: «Разве Я вам не говорил, что Я знаю сокровенное на небесах и на земле, и Я знаю то, что делаете вы открыто, и то, что скрываете вы [в душах своих]?»
34. И вот Мы ангелам сказали: «Падите ниц перед Адамом!», И пали ниц они пред ним, кроме иблиса. Он отказался и возгордился, и стал одним из неверующих.
35. И Мы сказали: «О Адам! Ты поселись с супругою своею [Хавой] в раю, и вкушайте оттуда в свое удовольствие чего бы ни захотелось вам, но не приближайтесь к этому дереву, иначе вы окажетесь в числе несправедливых»
36. Но сатана обманул их обоих [и вкушали они плоды дерева], и вывел их из блаженства, в котором они находились. И тогда Мы сказали: «Поселитесь [на земле], будучи врагами друг другу. И будет вам земля местопребыванием и будет давать средства для проживания до определенного срока»
Сказал имам Куртуби в своём тафсире:
«Назван Адам этим именем, потому что Аллаh Всевышний создал его из поверхности Земли. Поверхность Земли по арабски звучит как “Адиим”. Поэтому имя его — Адам».
Ибн Саид, в своей книге «Табаат», говорит:
«Слово человек — “инсан”, имеет такое название, потому что происходит от слова “насие” — означающее “забывающий”. Человек — забывающий».
Каабуль ахбар (р.а.) говорит:
«Нет никого в Джаннате имеющего бороду, кроме Адама (а.с.). Его борода чёрная, она доходит до его пупка. И нет ни одного имеющего прозвище в Джаннате, данное Аллаhом, кроме Адама (а.с.). Его прозвище в этом дунья — “Абуль бешер” — отец людей. В Джаннате будет — “Абу-Мухаммад” — отец Мухаммада».
Ибн Аббас (р.а.) говорит:
«Аллаh Всевышний создал Адама из семи поясов почвы. Когда Аллаh Всевышний хотел создать Адама (а.с.), отправил Джабраиля (а.с.) на Землю, чтобы он взял оттуда почву для создание Адама (а.с.). Джабраиль (а.с.) пришёл к Земле и Земля говорит Джабраилю (а.с.):
— Я прибегаю к защите Аллаhа Всевышнего, от того чтобы ты не уменьшил мою землю. Земля не хотела отдавать себя для создания Адама (а.с.). Джабраиль (а.с.) услышав это не взял землю и возвратился. И говорит Аллаhу Всевышнему:
— Земля прибегла(,) к защите с Твоим именем, чтобы я не взял землю. И поэтому, я не взял.
Дальше Аллаh Всевышний посылает Микаиля (а.с.), чтобы взял землю. Микаилю (а.с.) Земля говорит:
— Я прибегаю к Аллаhу Всевышнему, чтобы ты мою землю не трогал.
Услышав это, Микаиль (а.с.) не смог взять землю и возвратился.
Затем Аллаh Всевышний отправляет Исрафила (а.с.). Он также возвращается. Потом посылает ангела смерти Азраиля (а.с.). Когда он подходит к земле. Земля говорит:
— Я прибегаю к Аллаhу Всевышнему от тебя, чтобы ты не брал мою землю.
Ангел Смерти говорит:
— Я также прибегаю к Аллаhу Всевышнему, и не буду возвращаться не исполнив Его повеления.
Сказав это, ударил об землю своим кулаком — земля расшаталась. После этого Ангел Смерти взял землю, и не с одного места, а с разных мест, с разных почв: чёрных, белых, красных, жёлтых. Поэтому, говорится, что дети Адама разных цветов кожи. И с этой землёй Ангел Смерти поднялся к Аллаhу Всевышнему. Аллаh спрашивает его:
— Почему ты не проявил милось к Земле, когда она обратилась к тебе Моим именем. Ангел Смерти отвечает:
— Потому что, я посчитал, что Ваше повеление важнее чем прибегание к защите Вашим Именем.
Тогда Аллаh Всевышний сказал:
— Раз ты взял землю для создания Адама, Я дам власть тебе, чтобы ты забирал их души.
Поэтому Ангел смерти забирает души у потомков Адама.
И создал Аллаh Всевышний Адама (слепил из глины). Смесил Аллаh Всевышний Землю, которую принёс Азраиль (а.с.), и стояла она 40 лет, пока не превратилась в глину сальсаль (поспевшая глина). Затем Аллаh Всевышний слепил образ (изваяние) Адама (а.с.) (но еще не ввёл душу в него). И образ Адама (а.с.) в такой форме стоял 40 лет (или 40 дней). Когда ангелы проходили мимо образа Адама (а.с.), они убегали от страха, потому что, такого образа еще никогда не видели. А больше всех в ужас приходил Иблис, когда видел образ Адама (а.с.). Когда Иблис проходил — он бил Адама (а.с.). При ударе Иблиса от изваяния Адама (а.с.) шёл пустой звук (гул)».
Затем рассказывается:
«Иблис зашёл через рот изваяния Адама (а.с.), прошёл через всё тело и вышёл с задней части. Обратился Иблис к ангелам и сказал:
— Почему вы убегаете от него? Он же весь пустой. Если Аллаh Всевышний мне даст власть над ним — я его уничтожу. Если же Аллаh даст власть ему надо мной — я ему не подчинюсь».
Сказано в тафсире Аль-Куртуби:
«Когда Иблис проходил вместе с ангелами рядом с Адамом (а.с.) спрашивает у ангелов:
— Видели ли вы какое-либо создание Аллаhа подобное этому образу? Если Аллаh Всевышний сделает его достойнее вас и прикажет Аллаh Всевышний чтобы вы подчинились ему, покорились ему, что вы сделаете?
Они ответили:
— Мы подчинимся повелению Господа нашего.
А Иблис в это время про себя сказал:
— Если он будет создан выше меня, я не подчинюсь ему. А если я буду выше него, я его обязательно уничтожу».
Сказал Ваххаб ибну-Манбах (р.а.):
«Земля для головы Адама (а.с.) была взята из первых земель, шея из вторых земель, грудь из третьих земель, руки из четвёртых земель, живот из пятых земель, часть тела между пупком и голенью из шестых земель, от голени до ног из седьмых земель. По высказываниям некоторых учёных Адам (а.с.) создавался 500 лет, по другим высказываниям 40 дней. Вначале Адам (а.с.) был очень высоким, затем его рост был укорочен до 60 локтей, а ширина составляла 7 локтей.
Когда Аллаh Всевышний создал Адама (а.с.) в человеческом образе, приказал ангелам чтобы они его несли и поставили возле дверей Рая, в том месте где проходят ангелы. Исполнили ангелы это повеление. В это время у Адама (а.с.) еще не было души в теле. Ангелы удивлялись форме Адама (а.с.), тому как он создан. Потому что, никогда до этого они такого не видели. Очень долго смотрел на образ Адама (а.с.) Иблис. И сказал Иблис: «Не создал Аллаh Всевышний его, кроме как для какого-либо важного дела». После этого влез Иблис внутрь Адама (а.с.) и вышел. Затем он сказал: «Он создан слабым, потому что он из пустой глины. А пустота будет нуждаться в еде и питье».
Затем Аллаh Всевышний повелел душе войти в тело Адама (а.с.). Чтобы она заходила медленно, не спеша. Когда душа захотела войти в тело Адама (а.с.), ей было велено Аллаhом Всевышним зайти из темени (на голове человека). И когда увидела душа что это место небольшое и узкое, то спросила у Аллаhа: «О Господь, как я войду туда?». И тогда пришёл зов от Аллаhа Всевышнего — «Входи не желая и выходить будешь не желая». И входила душа через темя, спустилась до глаз (по некоторым источником рассказывается, что 2000 лет душа спускалась внутрь головы). Когда дошла душа до глаз, глаза открылись. И Адам (а.с.) посмотрел на своё тело и увидел, что ниже глаз его тело состоит еще из глины. Затем душа спустилась до ушей, и услышал Адам (а.с.) тасбих ангелов в небесах. Затем душа спустилась до ноздрей, и Адам (а.с.) чихнул. Затем душа спустилась до языка. И как только язык открылся Адам (а.с.) сказал: «Хвала Аллаhу, который не отошёл от Своего Величия и не отойдёт». Это были первые слова, которые произнёс Адам (а.с.). И Аллаh Всевышний в ответ сказал: «Пусть проявляет милось к тебе Господь твой, о Адам. Я создал тебя для этого. Это будет и для тебя и для твоего наследия необходимостью». Затем спустилась душа Адама (а.с.) до коленей, и всё тело начало становиться плотью состоящей из мяса, костей, крови и суставами, кроме частей ног ниже колен, которые еще оставались глиняными, потому что душа еще не прошла вниз. Когда Адам (а.с.) увидел плоды Рая, увидел деревья Рая, он поспешил туда. Хотел зайти в Рай, чтобы вкусить плоды Рая. Но не смог этого сделать, потому что ноги ниже колен еще не стали плотью. Адам (а.с.) поторопился. И тогда Аллаh Всевышний обратился:
«Человек является спешащим».
Аллаh Всевышний не завершил создание Адама (а.с.), но он уже поспешил за своим желанием. После этого душа вошла до конца. Создание Адама (а.с.) было завершено. Это было в пятничный день. Некоторые учёные говорят, что душа Адама (а.с.) входила в тело, в течение 500 лет».
Рассказывается от Ибн-Аббаса, от Куртуби (тафсир):
«Когда Аллаh Всевышний захотел ввести душу в тело Адама (а.с.), он обратился к ангелам и сказал: «Когда я введу душу в тело Адама (а.с.), вы все пойдёте на поклон ему».
И когда душа дошла до головы, Адам (а.с.) чихнул. И сказали ангелы (Адаму (а.с.)): «Скажи Альхамдулилляh». Адам (а.с.) сказал: «Альхамдулилляh». Аллаh Всевышний сказал: «Раhуме раббуке» (Проявил милость к тебе Твой Господь). Когда дошла душа до глаз, посмотрел Адам (а.с.) на плоды Рая. И когда душа дошла до живота, ему захотелось вкусить плоды Рая. Еще не дошла душа до ног Адама (а.с.), а он уже поспешил к плодам Рая.
Вхождение души в тело Адама (а.с.) происходило перед взором ангелов. И когда душа полность вошла в тело Адама (а.с.), Аллаh Всевышний сказал ангелам, чтобы они пошли на поклон. Поклон ангелов Адаму (а.с.) был в пятничный день, после отхода солнца от зенита. Стояли ангелы в своём поклоне, после зенита и до времени асра».
Вахаб (р.а.) говорит:
«Аллаh Всевышний научил Адама (а.с.) именам всех вещей на всех языках».
Ибн-Аббас (р.а.) говорит:
«Аллаh Всевышний научил Адама (а.с.) даже языкам животных, птиц, языкам всего сущего в море и на суше. Затем повелел Аллаh Всевышний ангелам, чтобы они несли Адама (а.с.) на своих плечах. Подняв на свои плечи Адама (а.с.), ангелы облетели все семь небес, показывая Адама (а.с.)».
В другом риваяте, рассказывается:
«Джабраиль (а.с.) нёс Адама (а.с.), кружился с ним по все дорогам небес и все ангелы видя Адама (а.с.) удивлялись форме в которой был создан Адам (а.с.).
Затем Аллаh Всевышний приказал Джабраилю (а.с.), чтобы он огласил ангелам, чтобы они встали в ряды. Собрались ангелы и составили 20000 рядов. Расположили Адаму (а.с.) минбар почёта. Одели на него одежду из зелёного атласа. Его одежда была надушена миском. На его голове была корона величия и почёта. Вся корона была усыпана золотом, жемчугами и бриллиантами. Адам (а.с.) поднялся на минбар и поприветствовал ангелов и они ответили ему. Адам (а.с.) сделал хутба (проповедь), начав с восхваления Всевышнего Аллаhа, затем он научил ангелов всем знаниям небес и земли. Стояли ангелы удивлённые, как же это создание Аллаhа всё это знает? Затем Аллаh Всевышний приказал ангелам совершить сужду Адаму (а.с.). Ангелы сказали: «Мы подчиняемся и покоряемся велению Твоему, о Господь». Все ангелы совершили поклон Адаму (а.с.) и стояли они на поклоне от обеденного до времени асра. Поклон совершили все кроме Иблиса. Иблис сказал: «Я не пойду на поклон, потому что я лучше чем он. Потому что меня Ты создал из огня, а его создал из глины». В своём утверждении Иблис оказался лжецом, потому что глина лучше чем огонь. В глине есть мягкость, есть жизнь, т.к. земля и глина может давать жизнь всему живому. А в огне есть только сухость и огонь сжигает. Поэтому Иблис не является лучшим чем наш отец Адам (а.с.). Еслибы Иблис подчинился и покорился бы повелению Аллаhа Всевышнего это было бы для него лучше».
Сказано в толкованиях:
«Пророк Муса (а.с.) шёл на разговор с Аллаhом Всевышним. На пути ему встретился Иблис.
И он сказал ему: «О, Муса! Попроси перед Аллаhом Всевышним, чтобы Он простил меня». Обрадовался Муса (а.с.), потому что, если Иблис раскается, то всё человечество также будет расскаиваться и будет на правильном пути.
Когда же Муса (а.с.) разговаривал с Аллаhом Всевышним, он постеснялся передать то, что сказал Иблис. Но однако Аллаh Всевышний сказал: «О, Муса. Ведь у тебя есть то, что тебе доверили, твой аманат. Почему его не высказываешь?». Муса (а.с.) ответил: «О, Господь. Ты Всезнающий, и про всё Знающий». Тогда Аллаh Всевышний сказал: «Ты ответь ему — если он хочет расскаяться и если он хочет чтобы Я принял его покаяние, есть одно условие. Он должен пойти к могиле Адама (а.с.) и сделать поклон могиле Адама (а.с.)». Вернулся Муса (а.с.) после разговора с Всевышним радостный. Встретил Иблиса и говорит:
— Радуйся.
Иблис отвечает:
— Что случилось?
Муса (а.с.) сказал:
— Аллаh Всевышний принимает твоё покаяние. Только есть одно условие.
Иблис говорит:
— Что за условие?
Муса (а.с.) ответил:
— Чтобы ты сходил и сделал поклон могиле Адама (а.с.).
Тогда Иблис, пришёл в гнев, и сказал:
— Я не сделал поклон ему, когда он был живой и был в Раю. Как же я буду идти на поклон ему, когда он находится под землёй и он мёртвый».
Также сказано:
«В Судный День, каждые 100 000 лет будут выводить Иблиса из огня Ада и скажут ему: «Хочешь освободиться от огня Ада?». Он скажет: «Хочу». Тогда скажут: «Иди и покланись Адаму (а.с.)». Он скажет: «Нет. Огонь для меня лучше, чем идти на поклон к нему». И обратно его будут возвращать в Ад».
Ибн-Аббас (р.а.) говорит:
«Спустился Адам (а.с.) с минбара и принесли ему белый виноград. И первое что покушал Адам (а.с.) был белый виноград. Адам (а.с.) попробовал его и принёс восхваление Аллаhу Всевышнему. Затем, после этого Адама (а.с.) охватила дремота. И он уснул у дверей Рая. И Аллаh Всевышний захотел создать нашу Мать нашу Хаву (а.с.)»
Шейх Исамудин-Эфенди (къ.с.)