Шейх Сиражудин Эфенди о единой программе обучения, о праздниках и о времени совершения намаза.

01.12.2012

Обращаясь к присутствующим на собрании устаз Сиражутдин Эфенди сделал акцент на следующих насущных и особо важных моментах, таких как: об отношении к мусульманам и исламу в современной России: говорил, что мусульмане не ждут, когда им окажет помощь правительство, чиновники или бизнесмены и что мусульмане своими силами, своим талантом строят, создают и обучают. Говорил о важности введения единой системы обучения во всех исламских вузах Дагестана, подчеркивал, что тем самым можно избежать клеветнических проповедей, ведь если есть единая система – можно быть уверенными, что каждая мечеть едина, что в каждой мечети читается именно эта проповедь, а не другая, что призыв к миру звучит во всех закоулках Дагестана, где живет мусульманин. Говорил о ежегодных конфузах касающихся назначения дня начала месяца Рамазан, говорил о традициях, знаниях, и ментальности дагестанцев. Говорил о том, что любой мусульманин, в том числе и муфтий должны быть простыми в душе, вне зависимости от знаний или статуса. Настаивал, на том, что, нельзя засиживаться в кабинетах забывая закон Всевышнего, в особенности, если речь идет о духовных лидерах. В этом обращении наставник в очередной раз продемонстрировал, свой политический гений, и свою прогностическую способность.

 

 


Отношения к исламу и мусульманам

Вы (обращаясь к чиновникам) постоянно говорите, что это будет, то будет, а мы мусульмане не ждём, не ждали, и не будем ждать, потому что Аллах уготовил свои формы правопорядка в мире. На протяжении двухсот лет мы живём в составе России. А как наши предки жили в составе России!? Там что, не было имамов, не было учёных, не было сельсоветов, не было глав районов или же не было правителя Дагестана что ли? Почему у них не можете брать пример? Вы думаете, только сегодня мусульмане пробудились!? Нет! У вас нет внимания к верующим, а так как, нет у вас внимания, это не значит что они мёртвые. Это живой организм, он вечно живёт, он творит, он не смотрит на финансы, на право, на государство, на политику, он отражается на всех и он придаёт значение каждому человеку, то, что он должен быть человеком, гражданином, патриотом своей Родины, своей семьи. Сохраняет целостность не только одного народа и государства, а сохраняет целостность всего мира, так как этого требует вера у верующего человека. А вот если частично занесём в законодательство, какие-нибудь правила религиозного характера, они наоборот усложнят ситуацию, и будет много противоречий из-за этого. Это не правильные подходы, юристы, с вашей стороны».

На этой земле не должен ходить убийца, не должен быть разврат, не должен быть смутьян и бунтарь. Это чистая земля, мы этого недопустим, пускай Аллах не допустит. В тех кругах, где занимаются политикой, экономикой, правом - отстают, из-за того, что они не связаны с духовным миром. Поэтому на этой почве много убийств и недопонимания. Мы духовные люди это чувствуем и знаем, но нам обидно, больно, когда наши братья, сами себя убивают, и за что? Это что религия делает, религиозные люди делают, или религиозный экстремизм делает? Всё сваливаем на Аллаха! В единой системе работать надо всем. Если у тебя религии нет, хотя бы у тебя человечность должна быть? У тебя же должны быть, хотя бы элементарные правила, нормы, как вести себя, как должны ходить по этой земле. Когда их тоже нет, мы не будем «хвататься за голову», а будем идти вперёд и стараться улучшить положение в обществе.

Пожалуйста, уберите термин религиозный экстремизм, ведь этот лозунг выставляется против Аллаха. На мусульман поднимают руку, унижают, убивают, половину духовного управления истребили уже. Между нами (мусульманами) могут быть большие разногласия на счёт справедливости, честности, а вот зачем, и за что ты поднимаешь на него руку, он духовный и верующий человек. Везде показывают, что во всём религия, религиозные люди виноваты и нам обидно за это. Вы, почему такие конференции, как сегодня, не показываете по дагестанскому телевидению? Уберите, пожалуйста, убийства с экранов и уберите тему терроризма как рекламу Дагестана. А почему не показываете, что мы строим школы, мосты, мечети, медресе, мы ведь без помощи со стороны государства и бизнесменов, своими силами строим нашим детям и школы, и спорткомплексы и.т.д. Почему вы это не показываете? Нам тоже стыдно бывает, тяжело и больно. Мы, что с протянутыми руками идём к государству? Нет! Не идём! Пожалуйста, покажите хорошие стороны, чтобы вдохновить дагестанский народ. Ведь это крепкий народ с крепким духом.





Единая программа обучения

Должна быть единая программа религиозного обучения. В республике 13 исламских вузов, но не один вуз не даёт, то образование, которое нам дала тысячелетняя практика обучения в Дагестане. Почему сегодня литература должна быть другая, не иначе как вчерашняя?! Мы мусульмане Дагестана требовали и требуем, у нас одно лицо, одно мнение, один настрой. Вот смотрите, почему в 13 университетах государство не внедряет одну программу обучения, а ведь все 1300 лет была одна программа у нас, по мазхабу имама Шафии. А сегодня в Дагестане мазхаб Имама Шафии разделился по национальным коридорам, университеты разделились по национальным чувствам. Что вы хотите после такого ещё занести в законодательство. Каждый человек со своим народом, со своими интересами, со своими экономическими выгодами. А религия, вы думаете, останется на месте? 13 университетов, 2 университета теологии! Они просто смеются над Создателем! Но Он не даст над Ним смеяться. Аллах Всевышний сказал: «Вы хотите Меня обхитрить, но Я такой хитрец, которого никто не может обмануть». 13 университетов! Такого количества никогда не было на протяжении 1300 лет в Дагестане. Был один, единый централизованный университет и в каждом районе создавали медресе и на местах создавали свои кадры. Если у нас кадры в университетах не будут обучаться по одной программе, в районах имамы не смогут работать по той программе, по которой вы хотите, и не пойдут они на примирение. Например, лезгин с табасаранцем, азербайджанец с даргинцем и т.д. не пойдут на примирение, потому что уже присутствует национализм.

Университеты должны быть единым целым в духовном мире, и в едином пространстве Дагестана. Когда вносите законы в законодательство, вы правильно говорите, что духовные люди должны там сидеть, но не хотите чтобы там были законы Корана. Тот опыт, который дала нам тысячелетняя практика, она должна внедряться во всех университетах, по всем районам, а также имамами, главами и вообще всем надо стараться идти по старому направлению. Если так получится, то какой резон в 13 университетах, зачем они нужны. У нас есть университеты по разным направлениям науки: химии, физики и т.д., а здесь одна только наука - вера ислам. Я всем говорю, и президенту, и министерствам, и духовному управлению, давайте одну единую системную работу введём по всем университетам, чтобы имамы хорошо работали. В районах сельсоветы не могут работать, они не обладают талантом, и они не готовы даже примирять людей. Можно сказать, что рядовой человек, лучше знает законы и вообще законы гор и села, обычаи и традиции. А тот имам, который идёт к нам, подготовленный по сегодняшней учебной программе, увы, он ещё хуже. Когда приходит старик, не встаёт, кому руку давать не знает, с чего начинать не знает, как говорить не знает, поэтому настоятельно просим, чтобы единая университетская программа была. И тогда имамы тоже будут едины, и народ будет в единстве.

Почему имам не может работать с сельсоветом и почему сельсовет не может работать с имамом? Для этого и нужна единая программа, чтобы легко было сельсовету с имамом работать. Я постоянно говорю: сельсовет, директор школы, имам и участковый должны вместе работать и тогда никаких убийств, пьянств, разврата, разводов и скандалов не будет. Если все они будут совместно работать, я заверяю вас, как и раньше здесь будет чистый ислам, потому что эти четыре человека решают судьбу села.

Мы в 90-м году организовывали Духовное управлении, и в первое время было очень приятно, да и справедливость была. Но, к сожалению потом его разделили по национальным чувствам. Первый университет им. Имама Шафии, мы открыли в Махачкале, по улице Ленина, все учёные там собрались и туда же мы отправляли учиться всех наших молодых учеников с разрешения родителей, имамов, а также глав районов. И первоначально приезжавшим со всех уголков Дагестана ученикам передавались знания от наших предков, по старинной программе обучения. Когда разделили Духовное управление, они открыли второй университет в городе Буйнакск, где внедрили другую новую программу обучения. И оттуда вышли совершенно другие ученики, которые разрушили нашу культуру и менталитет Южного Дагестана. После этого в Дагестане в каждом университете начали обучать по своей программе, что и привело к полному расколу. Вот поэтому я говорю, что нужна единая программа обучения.

В арабских странах, чтобы не попасть в руки бандитам, террористам и ненужным элементам, каждый пятничный день, государством проводится единая проповедь. Мы тоже можем так сделать во всём Дагестане, но, к сожалению так не делают в Махачкале, а именно так мы поступаем в Южном Дагестане. Совместно с имамами договариваемся, какую проповедь читать, как вести работу, координируем. Но, при этом, молодым становиться имамами мы не разрешаем. Молодого можно ставить, только если с ним рядом есть учёный, грамотный человек, который знает специфику жизни села. Молодой имам, если даже он учёный и возможно лучше меня 50 вопросов знает, а я может, на пять вопросов его меньше знаю, это ничего не даёт, если он не может себя контролировать. Я постоянно говорю председателям совета имамов районов Южного Дагестана, чтобы не ставили таких имамов. И пускай в пятницу остаются без проповеди, но таким не давайте стоять впереди. Мы им даём обычно азан читать, Коран читать и преподавать. У нас издавна в Дагестане единая пятничная хутба была и молодых вообще имамами не ставили, а сегодня у нас во многих мечетях молодые имамы.

Пятничную проповедь должен читать кристально чистый верующий духовный человек, а на сегодняшний день у нас имамы курят, пьют, очень много неправильных бракосочетаний проводят, не умеют разрешать конфликты. Это всё из-за незнания имамами своей работы и из-за неумения её координировать. Вопросы на счёт месяца Рамазан, на счёт хаджа и на счёт учебной программы, мы можем это всё за один день решить, но в Махачкале этого не могут, все сидят гордые, одетые в мусульманскую форму, и говорят ещё - нет, я с вами не пойду.





«Национальные» праздники

Мы можем собрать учёных, но и так тоже они всё время собираются, однако в одной только Махачкале бывают «три национальных месяца Рамазан». А у нас в Южном Дагестане как бывает?! Объявит Духовное управление по всему Дагестану начало месяца, и мы подчиняемся! Но часто бывает, что муфтий как объявит завтра начало месяца, а на следующее утро встаёт муфтий, и говорит, нет, я иду по Саудовской Аравии, и начало месяца Рамазан откладывается. На этом уже начинается раскол. В этом деле хватает, чтобы один человек объявил начало месяца Рамазан и не обязательно должен быть муфтий, не обязательно учёный, не обязательно шейх или имам, достаточно, чтобы справедливый верующий человек объявил начало месяца и делу конец. Именно такой должен быть порядок, чисто, просто, и в этом деле нет такой углублённости.

Мы говорим им, что это уже не религия, а национальные праздники. Учёных собрать не проблема, но когда учёные с чувствами национальной гордости, которые хотят показать себя и начинают мутить месяц Рамазан… Раз один верующий сказал! Надо подчиняться! Амир же у нас муфтий, и раз он сказал, что завтра начало месяца, если даже первый день не попадает по луне, а по исламу это считается правильным. А он один день говорит так, на следующий день по-другому и это сбивает людей с толку. Этот вопрос в Махачкале надо поднимать, мы тоже будем участвовать.

Пускай объявляют начало месяца президент с муфтием. Вот, например, в Махачкале есть одна семья, национальность не буду называть, где муж и жена и их отцы и матери разных национальностей, они каждый по своей национальности отмечали праздник Ураза-Байрам. И это в одной семье.


 

Время азана - это время намаза

У нас в Дербенте самая старинная Джума-мечеть и на него мы ориентируемся. Пророк сказал: «Шартуль азани - аль вакьт» - «время азана - это время намаза». Вот уже 1300 лет идут по этому ориентиру учёные Южного Дагестана, и по нему мы тоже следуем. А сегодня из Махачкалы молодые «учёные» привозят новый календарь для азана и заставляют имамов, заставляют стариков и сельчан менять старый календарь новым.

Как я хочу, или как ты хочу, не бывает, должен быть только совет, собрания, встречи. Вражды у нас не должно быть, мы мусульмане, верующие, а критика справедливая должна быть у нас. Дискуссия как лампочка должна быть прозрачной. Мы говорим вам, тысячелетнюю практику не имеем право ломать, и мы его должны сохранить вместе. Конечно, когда критикуют нас, мы довольны, но когда вас критикуют, пожалуйста, тоже будьте довольны!

Муслим МУФАРАДЖЕВ