Потомок Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в 40 -м поколении, выдающийся ученый и исламский богослов, олицетворение моральной чистоты и духовного совершенства, обновитель веры (мужаддид) 14 века (по хиджри), устаз тариката Накшибандия, шейх, муршид, человек бесподобной судьбы.
Сайид Ахмад Хамди ар-Рукали родился в 1848 году в селении Рукель в семье известного религиозного деятеля того времени - шейха накшибандийского тариката - шейха Саййид Мухаммада, от которого и получил начальный курс обучения исламским наукам.
В 1860 отец Ахмада Хамди принимает решение на переселение, вернее, возвращение на историческую родину, так как их предки 400 лет тому назад приехали в Дагестан для распространения и укрепления исламской религии.
После прибытия семьи Ахмада Хамди в Стамбул, турецкий султан и вся знать устроили им пышный прием и предложили обустроиться там, но отец Ахмада Хамди отказался от предложения султана и поспешил в хадж, чтобы посетить могилу своего предка – Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
В том же году 12-ти летный Ахмад Хамди и его отец прибыли в Мекку, а затем и в Медину, где его отец, после посещения могилы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, на третий день хаджа умер и был похоронен на кладбище «Баки» в городе Медина.
После похорон отца Ахмад Хамди ар-Рукали, которому исполнилось 16 лет, вернулся в Мещу. Друзья и соратники отца взяли опекунство над Ахмадом Хамди и создали ему хорошие условия для продолжения учебы.
Шейх Ахмад Хамди ар-Рукали еще при жизни своего отца получил от него право на шейхский призыв по силсиля Али аль-Аба.
Завершив свое учебу в Саудии, Ахмад Хамди ар-Рукели вернулся в Турцию. Он стал углублено изучать шариатские науки сразу у двух известнейших алимов того времени: шейха Хасан аль-Файзи и шейха Хаджи Мустафа Эфенди.
Впоследствии Ахмад Хамди становится преемником Шейха Хасана аль-Файзи, который вел в то время накшибандийский тарикат по линии Абу Бакра ( р.а.).
В 1883 году Шейх Ахмад Хамди ар-Рукали отправился в Анкару, и благодаря своим недюжинным знаниям, этике и службе Всевышнему Аллаху становится общепризнанным религиозным лидером верующего народа, который в благодарность дает ему имя - Шейх Эфенди.
В Анкаре он начал работать над Тавсиром Корана и заложил основу многим фундаментальным трудам по шариату.
В 1889 – 1887 гг. Ахмад Хамди попеременно живет то в Стамбуле, то в Бурсе. Везде и всюду он сеет плоды знаний и добра: строит медресе и мечети, библиотеки и школы.
В Стамбуле его дом стоял вблизи знаменитого в исламском мире мечети - «Зеленная Мечеть».
В 1897 году турецкий султан, за отказ от приглашения султана явиться в Анкару на аудиенцию, отправил его в изгнание в Африку - в город Триполи, где в изгнании он прибыл одиннадцать лет, что послужило причиной распространения его учения в Северной Африке. После окончания ссылки, он вновь возвращается в Турцию.
Сайид Ахмад был всесторонне развитым человеком. У него пребывали люди разных классов и воззрений, и каждому он находил нужное слово. Сайид Ахмад мог со знанием дела говорить абсолютно на все темы, с доктором он говорил о медицине, с математиком об алгебре и геометрии, и каждого он поражал своими знаниями, казалось, чуждой ему области, поднимая вопросы, даже не приходившие в голову его собеседникам. Астрономия, геология, математика, словесность и медицина – в каждой из этих наук он был вершиной, настолько энциклопедически образованный был этот человек.
В историю тариката обновленная Сайид Ахмадом Хамди ар Рукали ветвь тариката Накшибандийя вошла как « Накшибандиййя – Хамдийя».
Сайид Ахмад написал в своих записках следующее: «Тайное значение букв я изучил от великого Мухуэддина Араби, науку исповедания единства Бога – от имама Газали, а тайнам, сокрытым в Коране, обучал меня мой «Дед» - Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
В 1918 году, при сильном пожаре сгорел его дом, также сгорела его огромнейшая библиотека. С угрозой для своей жизни, одна из дочерей Ахмада Хамди, спасла от огня чемодан с некоторыми рукописями отца.
Перу шейха Ахмад Хамди ар-Рукали принадлежат много дошедших до наших дней, фундаментальных исследований.
Приведем лишь некоторые из них:
«Адварил Алем», «ал Мирсад», «Мушаххасатул Сувар ал Корания», «Хакаикул Тажрид фи Маназилил Тавхид», « Назахирул Вужуд Але Манабили Шухуд», «Макасиди Саликин», «Зубдатул Маратиб», «Мавлиди ахлил Байти», «Туфхатул Мулук ала Асраил Малакут». В частях этих книг печатался и собственный Тафсир Корана..
По свидетельству учеников и мюридов, ему удалось отыскать более 100 новых, достоверных хадисов.
Как все великие люди, он был абсолютно свободен от таких человеческих пороков, как зависть и честолюбие, тщеславие и высокомерие, самолюбие и самомнение. Он радовался чужому счастью и чужой удаче, разделял чужое горе и сопереживал чужую печаль и утрату.
Ахмад Хамди ар-Рукали с полным правом и пониманием своей ответственности перед Аллахом и людьми утверждал: «Все, что во мне есть, мне даровано Всевышним Аллахом и унаследовано от прадеда – Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Задолго до октября 1917 г. он предвидел грядущие потрясения в России, что они, в первую очередь, затронут религиозную сферу. И в 1914 году Шейх Эфенди обращается специальным посланием к алимам Дагестана, в котором красной нитью проходит призыв к единству мусульманской уммы, не поддаваться провокациям и авантюре; предостерегает духовенство от необдуманных шагов.
Шейх Ахмад Хамди ар-Рукали писал: «О, вы, знатные люди Ислама! Вы, мудрые и красноречивые деятели! Находите взаимопонимания в своих речах и делах. Прежде всего, не отходите от сунната. Достигайте единства действий и образа поведения всех алимов. Не высмеивайте друг друга. Идите по пути создания школ в стране. Находите общий язык между учителями и учащимися. Выясняйте, есть ли у божьих рабов убеждения и принесут ли они пользу. Только в этом случае вы возведете неприступную крепость, наподобие крепости Шадида и Шаддада, которая защитит вас от всех бед. Все это исходит от могущества и воли Аллаха. Только Он является единственным покровителем людей и джиннов. Он разъединил моря, которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они устремляются. Когда происходит объединение сердец и действуют согласованно друг с другом есть возможность исполнения всех желаний. Знайте, такое единство желает вам наш Сеййид Ахмед Хамди Хусамуддин, один из потомков Хусейна, родом из селения Рукель».
18 рамазан 1343 года по хиджре (1925 г.) в возрасте 79 лет, передав дорогу наставничества Зияуддину Юсуф Хаджи аль-Курихи, он покинул сей бренный мир и был похоронен в Турции в городе Стамбул.
Вся жизнь Шейх Эфенди – это познание единства Аллаха и божественной истины. Этим богоугодным стремлением очерчен весь его жизненный путь, где он достиг небывалых высот.
Его ученики и в Турции, и в Дагестане, и в Китае, и в Индии, и на Кавказе, и в Африке помнят, чтут и продолжают его учение.