Шейх Ахмад Хамди Ар-Рукали

11.03.2012

Потомок Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в 40 -м поколении,  выдающийся ученый и исламский богослов, олицетворение моральной чистоты и духовного совершенства, обновитель веры (мужаддид) 14 века (по хиджри), устаз тариката Накшибандия, шейх, муршид, человек бесподобной судьбы.

 Сайид Ахмад Хамди ар-Рукали родился в 1848 году в селении Рукель в семье известного религиозного деятеля того времени - шейха накшибандийского тариката -  шейха Саййид Мухаммада, от которого и получил начальный курс обучения исламским наукам.

 В 1860 отец Ахмада Хамди принимает решение на переселение, вернее, возвращение на историческую родину, так как их предки 400 лет тому назад приехали в Дагестан для распространения и укрепления исламской религии.

После прибытия семьи Ахмада Хамди в Стамбул, турецкий султан и вся знать устроили им пышный прием и предложили обустроиться там, но отец Ахмада Хамди отказался от предложения султана и поспешил в хадж, чтобы посетить могилу своего предка – Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

В том же году  12-ти летный Ахмад Хамди и его отец прибыли в Мекку, а затем и в Медину,  где его отец, после посещения могилы Пророка, мир ему и благословение Аллаха,  на третий день хаджа умер и был похоронен на  кладбище «Баки»  в городе Медина.

После похорон отца Ахмад Хамди ар-Рукали, которому исполнилось 16 лет, вернулся в Мещу. Друзья и соратники отца взяли опекунство над Ахмадом Хамди и создали ему хорошие условия для продолжения учебы.

Шейх Ахмад Хамди ар-Рукали еще при жизни своего отца получил от него право на шейхский призыв по силсиля Али аль-Аба.

Завершив свое учебу в Саудии, Ахмад Хамди ар-Рукели вернулся в Турцию. Он стал углублено изучать шариатские науки сразу у двух известнейших алимов того времени: шейха Хасан аль-Файзи и шейха Хаджи Мустафа Эфенди.

Впоследствии Ахмад Хамди становится преемником Шейха Хасана  аль-Файзи, который вел в то время накшибандийский тарикат по линии Абу Бакра ( р.а.).

В 1883 году Шейх Ахмад Хамди ар-Рукали  отправился в Анкару, и благодаря своим недюжинным знаниям, этике и службе Всевышнему Аллаху становится общепризнанным религиозным лидером верующего народа, который в  благодарность дает ему имя - Шейх Эфенди.

В Анкаре он начал работать над Тавсиром Корана и заложил основу многим фундаментальным трудам по шариату.

В 1889 – 1887 гг. Ахмад Хамди попеременно живет то в Стамбуле, то в Бурсе.  Везде и всюду он сеет плоды знаний и добра: строит медресе и мечети, библиотеки и школы.

В Стамбуле его дом стоял вблизи знаменитого в исламском мире мечети - «Зеленная Мечеть».

В 1897 году турецкий султан, за отказ от приглашения султана явиться в Анкару на аудиенцию, отправил его в изгнание в Африку -  в город Триполи, где  в изгнании он прибыл одиннадцать лет, что послужило причиной распространения его учения в Северной Африке. После окончания ссылки, он вновь возвращается  в Турцию.

Сайид Ахмад был всесторонне развитым человеком. У него пребывали люди разных классов и воззрений, и  каждому он находил  нужное слово. Сайид Ахмад мог со знанием дела говорить абсолютно на все темы, с доктором он говорил о медицине, с математиком об алгебре и геометрии, и каждого он поражал своими знаниями, казалось, чуждой ему области, поднимая вопросы, даже не приходившие в голову его собеседникам. Астрономия, геология, математика, словесность и медицина – в каждой из этих наук он был вершиной, настолько энциклопедически образованный был этот человек.

В историю тариката обновленная  Сайид Ахмадом Хамди ар Рукали ветвь тариката Накшибандийя вошла как « Накшибандиййя – Хамдийя».

Сайид Ахмад написал в своих записках следующее: «Тайное значение букв я изучил от великого Мухуэддина Араби, науку исповедания единства Бога – от имама Газали, а тайнам, сокрытым в Коране, обучал меня мой «Дед» - Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

 В 1918 году, при сильном пожаре сгорел  его дом, также сгорела его огромнейшая библиотека. С угрозой для своей жизни, одна из дочерей Ахмада Хамди, спасла от огня чемодан с некоторыми рукописями отца.

Перу шейха Ахмад Хамди ар-Рукали принадлежат много дошедших до наших дней, фундаментальных исследований.

Приведем лишь некоторые из них:

«Адварил Алем»,  «ал Мирсад», «Мушаххасатул Сувар ал Корания», «Хакаикул Тажрид фи Маназилил Тавхид», « Назахирул Вужуд Але Манабили Шухуд», «Макасиди Саликин», «Зубдатул Маратиб», «Мавлиди ахлил Байти», «Туфхатул Мулук ала Асраил Малакут». В частях этих книг печатался и  собственный Тафсир Корана..

По свидетельству учеников и мюридов, ему удалось отыскать более 100 новых,  достоверных хадисов.

 Как все великие люди, он был абсолютно свободен от таких человеческих пороков, как зависть и честолюбие, тщеславие и высокомерие, самолюбие и самомнение. Он радовался чужому счастью и чужой удаче, разделял чужое горе и сопереживал чужую печаль и утрату.

Ахмад Хамди ар-Рукали с полным правом и пониманием своей ответственности перед Аллахом и людьми  утверждал: «Все, что во мне есть, мне даровано Всевышним Аллахом и унаследовано от прадеда – Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Задолго до октября 1917 г. он предвидел грядущие потрясения в России, что они, в первую очередь, затронут религиозную сферу. И в 1914 году Шейх Эфенди обращается  специальным посланием к алимам Дагестана, в котором красной нитью проходит призыв  к единству мусульманской уммы, не поддаваться  провокациям и авантюре; предостерегает духовенство от необдуманных шагов.

Шейх Ахмад Хамди ар-Рукали писал: «О, вы, знатные люди Ислама! Вы, мудрые и красноречивые деятели! Находите взаимопонимания в своих речах и делах. Прежде всего, не отходите от сунната. Достигайте единства действий и образа поведения всех алимов. Не высмеивайте друг друга. Идите по пути создания школ в стране. Находите общий язык между учителями и учащимися. Выясняйте, есть ли у божьих рабов убеждения и принесут ли они пользу. Только в этом случае вы возведете неприступную кре­пость, наподобие крепости Шадида и Шаддада, которая защи­тит вас от всех бед. Все это исходит от могущества и воли Аллаха. Только Он является единственным покровителем людей и джиннов. Он разъединил моря, которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они устремляются.  Когда происходит объединение сердец и действуют со­гласованно друг с другом есть возможность исполнения всех желаний. Знайте, такое единство желает вам наш Сеййид Ахмед  Хамди Хусамуддин, один из потомков Хусейна, родом из селе­ния Рукель».

18 рамазан 1343 года по хиджре (1925 г.) в  возрасте 79 лет, передав дорогу наставничества Зияуддину Юсуф Хаджи аль-Курихи, он покинул сей бренный мир и  был похоронен в Турции в городе  Стамбул.

Вся жизнь Шейх Эфенди – это познание единства Аллаха и божественной истины. Этим богоугодным стремлением очерчен весь его жизненный путь, где он достиг небывалых высот.

Его ученики и в Турции, и в Дагестане, и в Китае, и в Индии, и на Кавказе, и в Африке помнят, чтут и продолжают его учение.