Рамазан-месяц уммата

24.04.2022

 

 

     Ислам держится на пяти основных столпах;

 

     1. Твердое убеждение и подтверждение свидетельства, что нет божества, кроме Аллаhа (с.т.) и что Пророк Мугьаммад (с.т.а.в.) является рабом и Посланником Аллаhа (с.т.).

 

     2. Обязательное совершение пятикратного намаза в течение суток.

 

     3. Закат. Выделение состоятельными людьми определенного процента из своего имущества в пользу бедных, нуждающихся и для тех, кто на пути Аллаhа (с.т.) (учебе).

 

     4. Ежедневное соблюдение уразы в священном месяце Рамазан.

 

     5. Совершение Хаджа в Мекку дом Аллаhа (с.т.), один раз в жизни по возможности.

 

     Исполнение этих пяти столпов Ислама является минимумом, который лежит в основе большого поклонения Аллаhу (с.т.). Если человек будет довольствоваться этим минимумом, не стремясь к большему поклонению, он будет в числе тех, которые не поняли суть и дух Ислама.

 

     Дорогие братья и сестры-Мусульмане! Я призываю вас не довольствоваться только этим, а призываю идти вперед и стремиться к большему поклонению, чтобы стать еще ближе к Аллаhу (с.т.). Кто-то может спросить: “А что такое большее поклонение?”

 

     Большее поклонение - это, если человек во всех своих действиях будет руководствоваться законами, предначертанными Аллаhом (с.т.), если человек строго будет соблюдать границы дозволенного и запретного, то такая жизнь будет примером большего поклонения Аллаhу (с.т.). Это и есть миссия, возложенная Аллаhом (с.т.) на человека. В эту миссию входит: совершение намаза, соблюдение уразы, чтение Корана, а также ведение хозяйства, прием пищи, создание семьи, воспитание детей, сон, отдых, и даже интимное отношение между супругами - одним словом все стороны человеческого бытия.

 

     Дорогие братья и сестры-Мусульмане! Как мы видим из четвертого столпа Ислама, Рамазан - это месяц соблюдения уразы. В отличие от других месяцев, поклонение Аллаhу (с.т.) в этом месяце несколько раз полезнее.

 

     Обращаясь к правоверным, Великий Аллаh (с.т.) повелевает: “О те, которые уверовали! Предписан вам Пост, так же как он предписан тем, кто был до вас (другим Пророкам и их народам), — может быть, вы будете богобоязненны!” (Коран: Сура 2, Аят 183)

 

     Мудрость данного Предписания заключена в том, чтобы каждый человек стал богобоязненным. Это качество необходимо всем, ведь без него у человека не может быть доброго нрава. А без добрых нравов в обществе не может быть счастливой жизни ни у отдельного человека, ни в семейных отношениях, ни в общественном бытии.

 

     В книге «Ругьульбаян» и книге «Макасида» приводится хадис от ‘Умара (р.а.), что Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал: «В моей общине постоянно находятся пятьсот приближенных к Аллаhу (с.т.) рабов и сорок абдалей (величайших праведников). Когда кто-то из них умирает, на его место приходит другой». Сахабы спросили его: «А какие у них есть отличительные деяния?» Расулюллаh (с.т.а.в.) ответил, что они прощают угнетателей, относятся с добром к тем, кто причиняет им зло, делятся с другими тем, что даёт им Аллаh (с.т.) Та’аля, и относятся к другим сострадательно. В другом хадисе говорится, что тот, кто накормит голодного, даст одежду нуждающемуся или предоставит место для ночлега путнику, того Аллаh (с.т.) Та’аля избавит от ужаса Судного Дня. Яхья Бармаки (р.а.) каждый месяц тратил тысячу дирхамов на хазрата Суфьяна Саври (р.а.), а Суфьян Саври в сажда просил для него ду’а: «О Аллаh (с.т.)! Яхья обеспечил меня в этом мире, обеспечь его Своей Милостью в ахирате!» Когда Яхья умер, люди спросили его во сне, как он. Он ответил, что благодаря ду’а Суфьяна его простили.

 

     После этого Расулюллаh (с.т.а.в.) рассказал про ценности того, чтобы накормить держащего уразу. В другом хадисе говорится, что если человек из своего честного заработка накормит на ифтар в Рамазане бедняка, то ангелы ночами Рамазана просят для него Милости, а в Ночь Кьадр Жабраиль (а.с.) пожимает ему руку. Сердце человека, которому Жабраиль (а.с.) пожимает руку, становится мягким, и из его глаз текут слёзы.    

            

     “…Ешьте и пейте, пока не станет различаться пред вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи… Так разъясняет Аллаh (с.т.) Свои знамения людям, — может быть, они будут богобоязненны!” (Коран: Сура 2, Аят 187)

 

     Великий Аллаh (с.т.) говорит нам: “Кто же добровольно возьмется за благо сверх того, это — лучше для него. А чтобы вы постились, это — лучше для вас, если вы знаете”. (Коран: Сура 2, Аят 184)

 

     Посланник Аллаhа (с.т.а.в.) сказал: «Первая чaсть Рaмaзaнa - период Милости. Это ознaчaет, что Милость Аллahа (с.т.) будет покaзaнa блaгочестивым верующим. Вторая чaсть Рaмaзaнa - период прощения, как нaгрaдa за соблюдение урaзы в 1-ю чaсть Рaмaзaнa, a последняя часть Рaмaзaнa приносит с собой зaщиту от Адa».

 

     Рaмaзaн символически можно разделить на 3 периода (части), так же как и люди тоже подразделяются на 3 категории:

 

     1 категория - это те люди, которые практически не имеют грехов. Для них в самом нaчaле Рaмaзaнa открывается Милость Аллaha (с.т.);

 

     2 категория - те, у которых хоть и есть грехи, но их не так много, и грехи эти не особо велики. Такие люди получают прощение после того, как исполнили пост в первую часть Рaмaзaнa;

 

     к 3-й категории относятся большие грешники: для них прощение приходит только после соблюдения поста в течение основного периода месяца Рaмaзaнa. И те, для кого Милость Аллaha (с.т.) открывается в самом нaчaле Рaмaзaнa, эти люди, несомненно удостaивaются величайшего благословения Аллaha (с.т.).

 

     Дорогие братья и сестры-Мусульмане! Давайте же откажемся от плохих поступков, сблизимся к Аллаhу (с.т.) и совершим угодные Аллаhу (с.т.) дела! За это Аллаh (с.т.) будет доволен нами ИНШААЛЛАh.

 

     Как всегда, так и сейчас, обращение к Аллаhу (с.т.), взывание к Нему с просьбой о всесторонней помощи необходимо для каждого из нас. Пусть Аллаh (с.т.) поможет нам в наших благих намерениях. Аминь!

 

     Пророку Ибрahиму (а.с.) были дaны Писaния в 1-й или 3-й день Рaмaзaнa. Пророк Дaвуд (а.с.) получил Забур нa 12-й или 18-й день Рaмaзaнa. Пророк Мусa (а.с.) получил Таврат нa 6-й день. Пророк Исa (а.с.) получил Инджил нa 12-й или 13-й день.

 

     Из этого мы ясно видим связь между Священными Писaниями и месяцем Рaмaзaном. И, соответственно, особенно в Рaмaзaн следует по возможности больше читaть Коран, - тaк поступaли все благочестивые верующие. Ангел Жабраиль (а.с.) обычно читaл весь Корaн Посланнику Аллаhа (с.т.а.в.) в месяц Рaмaзaн. В некоторых хaдисaх тaкже скaзaно, что Посланник Аллаhа (с.т.а.в.) читaл и Ангел Жабрил (а.с.) слушaл. Тaким обрaзом, алимы (Ислaмские ученые) сделaли вывод, что читaть Коран тaким обрaзом, чтобы другие слушали, и потом слушать чтение других - это суннат (желательно). Одним словом, насколько возможно проявите особое внимание чтению Корана, но и терять зря оставшееся от этого время также недопустимо.

 

     Расулюллаh (с.т.а.в.) в конце приведенного хадиса особым образом обратил наше внимание на четыре важных дела и приказал в этот месяц выполнять их чаще. Это повторение калимы тайиба, истигфар, просить Жаннат (Рай) и просить защиты от Жаханнама (Ад). Поэтому считайте счастьем всё время, которое удаётся получить и тратить на эти дела. Это и есть уважение к благословенным словам Расулюллаhа (с.т.а.в.). К тому же нет ничего трудного, одновременно занимаясь мирскими делами, повторять языком салават и калиму тайиба, а завтра воздаяния за сказанное останутся навечно.

 

     В связи с некоторым ослаблением религиозных устоев, мы повсеместно наблюдаем заметное падение морали, безграничный эгоизм, частые случаи развала семьи, отказ от здоровых традиций, чудовищный рост преступности и разврата. Это исходит от людей, которые отошли от праведной дороги, от тех, кто порою забывает Аллаhа (с.т.), Его книгу и суннат Пророка (с.т.а.в.).  

 

     Все это невольно внушает серьезную тревогу за дальнейшую судьбу всех нас и наших потомков и заставляет искать какие-то эффективные меры противодействия этому заливающему мир злу. Самой простой и действенной из них, на мой взгляд, могло быть не лицемерное, а глубоко осознанное, серьезное духовное возвращение к тем моральным основам, которые были установлены двумя посредниками Аллаhа (с.т.) – Исой (а.с.) и Мугьаммадом (с.т.а.в.). При этом особую настойчивость нужно проявлять на осознанное и глубокое внедрение в жизнь широких слоев населения тех устоев, которые были установлены Пророком Мугьаммадом (с.т.а.в.), ибо его установки наиболее свежи, наиболее реальны. Вся структура цивилизованного человеческого общества, его этика, бытовые традиции, жизненный и семейный уклад, поведение человека,- все это основывалось главным образом на религиозной морали.

 

     Хазрат ‘Убада (р.а.) рассказывает, что однажды Расулюллаh (с.т.а.в.) ближе к Рамазану сказал: «Подошёл месяц Рамазан, который является очень благословенным. В этом месяце внимание Аллаhа (с.т.) Та’аля обращено к вам. Он ниспосылает особую Милость, прощает грехи, принимает ду’а. Аллаh (с.т.) Та’аля смотрит на ваше рвение в хороших делах (танаффус), и гордится перед ангелами. Так покажите Аллаhу (с.т.) Та’аля свои хорошие поступки. Поистине несчастный тот, кто даже в этом месяце лишился Милости Аллаhа (с.т.) Та’аля».

 

     Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал, что в месяц рамазан каждый день и каждую ночь у Аллаhа (с.т.) Та’аля освобождаются обречённые (в Жаhаннам). У каждого мусульманина каждый день и каждую ночь обязательно принимается одно ду’а.

 

Абу Хурайра (р.а.) говорит, что Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал: «У троих ду’а не отвергается. Это держащий уразу во время ифтара, справедливый правитель, обиженный. Его ду’а Аллаh (с.т.) поднимает выше облаков, и открывает небесные двери для неё. И говорится ему: «Тебе обязательно будет помощь, даже если через некоторое время».

 

     Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал, что Аллаh (с.т.) и его ангелы ниспосылают Милость на совершающих сухур.

 

     Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал, что ураза это щит для человека, пока он не сломает его.

 

     Так же Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал, что если человек без уважительной причины прервёт уразу хотя бы в один день Рамазана, то он не сможет возместить её, даже если будет держать уразу всю жизнь.

 

     Дорогие братья и сестры-Мусульмане! Среди нас иногда встречаются такие люди, которые держат обиду в своих сердцах на родителей, братьев, сестер, соседей, стараются не встречаться с ними, а при встрече не приветствуют друг друга, не общаются, обиженно проходят мимо. Они не разговаривают друг с другом от ненависти и высокомерия. Аллаh (с.т.) не одобряет такие негативные личные отношения своих рабов. Он на таких рабов  гневается и не принимает их ибадат (служение) до тех пор, пока эти наши братья и сестры не помирятся и не придут к взаимопониманию. Если кто-нибудь из таких первым даст “салам” и первым протянет руку на примирение, от этого никто не опозорится, а наоборот, возвысится перед людьми и Аллаhом (с.т.).

 

     Пророк Мугьаммад (с.т.а.в.) первым приветствовал встречного и первым протягивал к нему руку. Эти действия его сближали к представителям своей уммы и внушали уважение к нему.

 

     Дорогие братья и сестры-Мусульмане! Я призываю вас забыть былые обиды, простить их друг другу, помириться и душевно очиститься в честь священного месяца Рамазан и в дальнейшем сохранить мир и дружбу между вами.

Призываю всех мусульман укрепить Веру в своих душах в Единого Аллаhа (с.т.) и взываю к Нему с просьбой о помощи, дать всем нам силы и упорства, выносливости и настойчивости в соблюдении уразы в священном месяце Рамазан и повести всех нас дальше по праведному пути Ислама.

 

     Абу Хурайра (р.а.) передаёт, что Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал: «Моей общине даны в Рамазане пять особенных вещей, которые не были даны общинам до них. Запах изо рта держащего уразу нравится Аллаhу (с.т.) Та’аля больше, чем запах муска. Рыбы в воде просят за них прощение до ифтара. Каждый день Аллаh (с.т.) украшает Жаннат и говорит: «Скоро мои праведные рабы, сбросив с себя тяготы этого мира, придут к тебе». В Рамазане все непокорные шайтаны заковываются в цепи, так что они не могут творить свои плохие дела, как вне Рамазана. И в последнюю ночь прощается тем, кто держал уразу». Сахабы спросили: «Это Ночь Кадр?» Расулюллах (с.т.а.в.) ответил, что нет, но с рабочим расплачиваются по окончании работы».

 

     Ка’б бин Ужра (р.а.) рассказывает, что однажды Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал: «Подойдите к мимбару». Мы подошли. И когда Он встал на первую ступень, то сказал: «Аминь». Когда поднялся на вторую ступень, то сказал: «Аминь». Когда поднялся на третью, то сказал: «Аминь». Когда Он, (закончив проповедь), спустился вниз, мы сказали ему, что услышали от него сегодня такое, что никогда не слышали раньше. Он ответил: «Ко мне пришёл Жабраиль (а.с.). И когда Я поднялся на первую ступень, он сказал: «Гибель тому, кто встретил Рамазан и всё равно не получил прощения». Тогда Я сказал: «Аминь». Затем, когда Я поднялся на вторую ступень, он сказал: «Гибель тому, кто услышал твоё благословенное имя и не сказал салават». Я опять сказал: «Аминь». Когда он поднялся на третью ступень, то произнёс: «Гибель тому, чьи родители, оба или один из них дойдут до старости своих лет, и благодаря им он не зайдёт в Жаннат». И Я сказал: «Аминь».

 

     Дорогие братья и сестры-Мусульмане! Заканчивая наш краткий рассказ о Рамазане, мы хотим обратиться с наилучшими пожеланиями добра, мира и процветания ко всему народу — к простым людям и руководителям Государства, к верующим и тем, кто ищет свой путь к Богу, ко всем людям доброй воли и искреннего сердца! Убедительно просим Вас отнестись с пониманием к религиозным потребностям и особенностям периода Поста, соблюдаемого Вашими мусульманскими коллегами, друзьями, знакомыми и по возможности содействовать им в том, чтобы они могли надлежащим образом исполнить свой долг перед Всевышним, Который ниспошлет Вам за это Свои Благословения! Пусть Священный Рамазан принесет Истинное Божественное Наставление, мир, покой и благополучие в каждый дом, в каждую семью, в каждое сердце. Я еще раз поздравляю вас с наступлением священного месяца Рамазан. Желаю вам успехов и благополучия на праведном пути Ислама. Ассаламу алейкум ва рагьматуллаhи тааля ва баракатуh.

 

    Имам Хурикской мечети, Устаз Сиражутдин-Хаджи Исрафилов (кь.с.)