Поминание Аллаха дает человеку высшие степени в таухиде (Единобожии).
Поминание Аллаха - основной корень мюридов. Чем крепче корень, тем больше плодов. Зикр - это то же, что бодрствование, пока раб Аллаха не придет к бодрствованию из своего забвения, он не может достичь стоянок в пути постижения Аллаха, ради чего создан каждый человек. Ведь Всевышний сказал:
"Я сотворил джиннов и людей лишь только для того, чтобы они поклонялись Мне".
Дремлющее сердце может разбудить только зикр, а в забвении Аллаха - гибель сердца. И повиновение суфиев велению Аллаха приумножать зикр сделало их жизнь похожей на жизнь ангелов, к сердцам которых не приближается мирское, ничто не отвлекает их от Возлюбленного, забывшие свои души в близости к Творцу и отдалившиеся от всего, кроме Аллаха, они испытывают высшее наслаждение (ваджд). При этом суфий поминает Аллаха во всех своих состояниях, в чем он находит совершенство и душевный покой, достигает высоты духа, удостоившись близости Аллаха. Так сказано в хадисе-кудси (изречение, переданное Пророком от Аллаха):
"Люди, поминающие Меня - люди, близкие Мне" (привел имам Ахмад). Сведущий тот, кто усерден в поминании Аллаха и отдален своим сердцем от бренных мирских наслаждений, опекаемый Аллахом во всех его состояниях. "Тот, кто терпелив, тот победоносен, и кто усердно стучит, тому откроют".
Значение слова "зикр"
В многочисленных аятах Корана и изречениях Пророка (да благословит его Аллах) употреблено слово 'зикр' в различных его смыслах. Под этим словом подразумевается Коран, как Слово Аллаха:
"Я ниспослал зикр и Я его сохраню"('Аль Хиджр', 9).
Также под ним подразумевается пятничная молитва, например:
"О, вы, уверовавшие, когда призовут вас на молитву в пятницу, то вы идите на поминание Аллаха" ('Аль Джум'а', 9).
А в другом месте под ним подразумевается знание:
"Вы спрашивайте людей зикра, если вы не знаете" ('Аль-Анбия', 7).
В большинстве изречений слово 'зикр' указывает на тасбих (повторение слов 'субханаллах'), тахлиль (произношение слов 'Ля иляха илля Аллах'), такбир (произношение слов 'Аллаху акбар'), салават (благословение Пророка (мир ему и благословение). Например, из Корана:
"Когда вы совершаете молитву, поминайте Аллаха стоя, сидя и лежа" ('Ан Ниса', 102).
"О, вы, которые уверовали, когда вы встретитесь с толпой (неверных), будьте стойкими и поминайте часто Аллаха" ('Аль Анфаль', 45).
"Поминай имя твоего Господа и всецело посвяти себя Ему" ('Аль Муззамиль', 8).
Из хадисов
Передал Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) со слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
"Аллах Всемогущий сказал: "Я возле Моего раба, когда он поминает Меня, и Моим Именем шевелятся его губы"
Привел Ибн Маджа от Абдуллы ибн Бишра (да будет доволен им Аллах):
"Кто-то сказал: "О, Посланник Аллаха, действительно, предписания Аллаха многочисленны, подскажи мне, за что мне зацепиться?" Посланник (мир ему и благословение) сказал: "Пусть твой язык не перестанет быть мокрым от поминания Аллаха".
Что касается некоторых утверждений, что зикр подразумевает под собой лишь знание дозволенного и запретного, то ответ таков. Слово 'зикр' относится и к знаниям, и к молитве, и к Корану, и к поминанию Аллаха, однако, чаще всего этим словом принято обозначать поминание Аллаха, и иногда - знание, как сказал Аллах:
'Вы спросите ахлю зикр (людей знания)'.
Коран о помининании Аллаха
Аллах Всевышний сказал:
"Вы поминайте Меня, и Я буду поминать вас". ('Аль Бакара', 152).
Восхваляя поминающих, Аллах сказал:
"Те, которые поминают Аллаха стоя, сидя и лежа" ('Аль Имран', 191).
"О, вы, которые уверовали, поминайте Аллаха часто и восхваляйте Его днем и вечером" ('Аль Ахзаб', 41).
"Для многократно поминающих Аллаха, как мужчин, так и женщин, уготовил Он прощение и великую награду" ('Аль Ахзаб', 35).
"Поминай Господа своего часто и восхваляй Его по ночам и рано утром" ('Аль Имран', 41).
Сказал Всемогущий:
"Те, которые уверовали и сердца которых нашли утешение в поминании Аллаха. А разве не в поминании Аллаха находят утешение сердца? ('Ра´д', 28).
'И поминай имя Господа твоего и утром и вечером' ('Аль Инсан', 25).
'Поминай имя Господа твоего и всецело посвяти себя Ему' ('Аль Муззамиль', 8).
'А поминание Аллаха - самое главное' ('Аль Анкабут', 45).
'Когда завершите вы обряд молитвенный, помяните Всевышнего, будь то стоя, сидя или лежа' (Ан Ниса', 103).
'Когда же будет завершена молитва обрядовая, разойдитесь по земле, взыскуя милости Аллаха и поминайте Его многократно, быть может, преуспеете вы' ('Аль Джума', 10).
'Кто же больший грешник, чем тот, кто запрещает поминать Имя Его в мечетях' ('Аль Бакара', 114).
'В храмах, которые дозволил воздвигнуть Всевышний и в которых поминается Имя Его' ('Ан Нур, 6).
"Люди, которым ни торговля, ни купля-продажа не мешают поминать Аллаха" ('Ан Нур', 37).
'О, вы, которые уверовали! Пусть ни имущество ваше, ни дети ваши не отвлекают вас от поминания Всевышнего'('Аль Мунафикун', 9).
Вс е виды поклонения имеют свои условия, кроме поминания Аллаха. Поминание Аллаха дозволено во всех состояниях: с омовением и без, стоя, сидя и т.д. Поэтому поводу Имам Навави сказал:
"Ученые согласны в том, что зикр дозволен в любом состоянии: с омовением и без, при месячных и без полного омовения. Это касается тасбихов, такбиров, тахлиля и салаватов".
Но всем понятно, что лучшее поклонение Аллаху совершается в чистоте и омовении, так как чистота и омовение сами по себе уже являются ибадатом. Зикр - это полировка сердца, т.е. высшая степень обработки. Он - ключ к Божественным Дарам, путь Божественного Явления в сердце. Благодаря ему облагораживается душа мюрида, и его не коснется печаль, огорчение или горе, кроме как по причине его отвлеченности от поминания Аллаха. Если он занят поминанием Аллаха, то счастье и радость его продолжительны. Ведь зикр - ключ радости и покоя, так же, как забвение Аллаха - ключ печали и огорчения.