В наши дни западный мир по праву гордится своей системой образования, считая ее заслугой собственной культуры и мировоззрения. Молодежь со всего мира мечтает учиться в университетах Европы и Америки, книги западных профессоров на разных языках расходятся большими тиражами. И даже массовые выступления студентов в развитых странах против повышения платы на обучение в ВУЗах и его недоступность для широких слоев не способны
подорвать его престиж.
Между тем все то, чем сегодня гордится Запад, было заимствовано у мусульманского мира. Именно существовавшая там система образования легла в основу современной образовательной системы, ныне существующей и в России, и в других странах. Исламской цивилизации мы обязаны бесплатными и доступными для всех школами и университетами, первыми военными академиями, дипломами, экзаменами, выпускными вечерами, книгами, тетрадями и даже доской и мелом. Ведь пророк Мухаммад (мир ему) приказал верующим "учиться от колыбели до могилы", объясняя: "поиск знания является обязанностью каждого мусульманина".
Следуя этим наказам, в 830 году халиф Мамун создал в Багдаде "Дом Мудрости" (Дар-уль-Хикма) – первые в мире университет и академию наук в одном месте. Для работы в Дом Мудрости были приглашены самые известные ученые того времени, представлявшие разные конфессии. Кроме того, Мамун нанял переводчиков для трансляции на арабский язык научного наследия разных народов. Каждому, кто приносил ему книгу, достойную перевода, халиф оплачивал золотом ее вес.
При Мамуне и последующих правителях были переведены труды Аристотеля, Платона и других греческих ученых на арабский язык, и уже с арабского эти книги были переведены на европейские языки. Также были открыты университеты в Басре, Куфе и Букбаре. В 995 году был основан университет "Зал мудрости и науки" в Каире (будущий Аль-Азхар), при котором впервые было создано общежитие для студентов и преподавателей. Впервые учащиеся этого университета стали получать денежное содержание и вознаграждения – так возникли стипендии и гранты.
Первые вузы современного типа открыл в 11 веке Низам уль-Мульк ат-Туси. Он построил университеты во всех концах халифата и сделал высшее образование доступным каждому: мужчинам и женщинам, богатым и бедным, мусульманам и иноверцам. Западный историк Гиббон писал об университете Низамия в Багдаде: "Богатые и бедные студенты имеют равный доступ к обучению в этом университете. Образование бесплатное, расходы бедных студентов полностью оплачивает государство. Преподавателям платят высокую зарплату". По сообщению мауляна Шибли Номани, "Низамия" в Багдаде стал первым университетом, который выдавал государственные дипломы и присваивал научные степени.
Другой ученый Аллама Захби в книге "История Ислама" описал университет "Мустансария" в Багдаде (действующий до сих пор): "Он имеет при себе больницу, большую библиотеку, бани, столовую, завод по охлаждению воды и несколько просторных общежитий для студентов. Образование в университете бесплатное, кроме того студентам предоставляется бесплатное проживание и питание, а так же выдается один золотой динар ежемесячно на другие расходы".
В средневековом халифате как среднее, так и высшее образование было не только бесплатным, но и доступным из-за большого числа учебных заведений. По свидетельству голландского ученого Дози, "почти каждый житель Халифата умел читать и писать". Школы находились при мечетях и были в каждой деревне.
В каждом городе были и высшие учебные заведения. По словам Ибн Джубайра, в 578 году хиджры (около 11182 года по григорианскому календарю) в Багдаде было 30 больших университетов, в Дамаске - 20,в Мосуле и Хомсе – по одному. В Хорезме в 606 году хиджры (1210 г. гр.кал.) некий франкский (западный) путешественник насчитал 48 ВУЗов. В институтах преподавали религиозные науки, философию, языки, историю, географию, естественные науки, но особенно большое внимание, по мнению британского историка Стенли Лейна Пула, уделялось изучению медицины.
"Дух терпимости и любви к науке установился к 16 веку в этом привилегированном уголке мира, о котором в наше время можно только мечтать, – писал французский историк Ренан об исламской Испании. – Мусульмане, иудеи и христиане говорят на одном языке, участвуют вместе в научных исследованиях. Все границы, разделяющие людей, здесь устранены, люди вместе трудятся на благо общей цивилизации. Мечеть Кордовы, где студенты собираются тысячами, стала крупнейшим научным и образовательным центром".
Среди студентов и преподавателей были и женщины. Обучение девушек было обычным делом, многие из них становились учеными в разных областях. В 2007 году Акрам Надви издал книгу в 40 томах, посвященную научному наследию мусульманских женщин-ученых и его влиянию на современную жизнь.
Тогда же было положено начало военному образованию. В 12 веке губернатор Марокко Абдуль Мумин основал первую в мире военную академию, где, помимо других предметов, впервые стало преподаваться военное искусство. Правителю нужны были не только хорошие ученые и специалисты, но и хорошие генералы. Все нужды студентов, как и в других ВУЗа, оплачивало государство.
Однако столь стремительное распространение знаний было бы невозможно без одного очень важного по сей день изобретения – бумажной книги. Придя в Центральную Азию, арабы узнали о существовании китайской бумаги и быстро научились промышленному производству бумаги. Они первыми стали сшивать бумагу в книги шелковыми нитями. В то время как в Европе, в самом богатом монастыре, насчитывалось, максимум, два десятка книг из дорогого пергамента, в городах аббасидского государства были целые книжные базары и магазины. По свидетельству историков, в Марракеше и Багдаде книжным торговцам были отданы целые улицы, на каждой из которых насчитывалось около 100 лавок и магазинчиков.
Процесс обучения также облегчило изобретение авторучки. В 953 году правитель Египта Маад аль-Муаз потребовал, чтобы ему изготовили ручку, которая не будет пачкать его одежду и руки. По его просьбе была создана первая чернильная авторучка, механизм подачи чернил внутри которой ничем не отличался от современного.
Еще два неотделимых от школы изобретения – доска и мел – тоже получили широкое распространение благодаря усилиям арабских ученых. Собственно изобретение школьной доски принадлежит индусам. Арабский путешественник Беруни описал его в своей книге Тарих аль-Хинд в 11 веке и принес это новшество в тогдашний халифат, откуда оно в 19 веке пришло в Европу.
На протяжении столетий наука и образование в регионах распространения ислама по праву считались лучшими в мире. По мнению большинства исследователей, все эти выдающиеся успехи стали возможным благодаря тому импульсу в развитии образования, который дала новая религия, рассматривавшая приобретение и распространение знаний как божественное предписание.