Ночь Предопределения Лейлатуль Къадр

13.07.2015

Поведал Ибн ‘Аббас (р.а.): «Однажды Посланнику Аллаhа (с.т.а.в.) рассказали о человеке из племени Исраиля, который в течение тысячи месяцев носил на плече меч на пути Аллаhа (с.т.). Посланник Аллаhа (с.т.а.в.) удивился этому, пожелал того же для своей общины и сказал: «Господь мой! Ты сделал так, что продолжительность жизни моей общины самая короткая и дел они совершают меньше всех».

 

Тогда Всевышний Аллаh (с.т.) дал Ему и Его общине ночь Предопределения, которая лучше тысячи месяцев - срока, в течение которого тот человек ходил с мечом на пути Аллаhа (с.т.) - до самого Дня воскрешения. Тысяча месяцев равняется восьмидесяти трём годам и четырём месяцам. Счастлив тот человек, который получит возможность провести эту ночь в поклонении. Тот, кто провел эту ночь в поклонении, как будто поклонялся больше чем восемьдесят три года. И насколько больше не известно, то есть неизвестно, насколько эта ночь лучше тысячи месяцев. На самом деле это большое благо Аллаhа (с.т.) Та’аля, которое он подарил Своим рабам. И это - одна из особенностей этой общины».

 

Говорят, имя того человека - Шам’ун. Он воевал с врагом тысячу месяцев, грива его лошади никогда не просыхала, и он покорял неверующих благодаря силе и смелости, данным ему. Они не могли больше терпеть этого, и тогда они отправили человека к его жене с обещанием дать ей золотой таз, наполненный золотом, если она свяжет его, чтобы они могли поймать, закрыть в одном из своих домов и наконец-то избавиться от него таким образом. Когда он уснул, она связала его веревкой, но, проснувшись, он пошевелился и порвал веревку. Он спросил ее, зачем она это сделала, а она ответила, что сделала это, чтобы испытать его силу.
 
Когда неверующие узнали об этом, они прислали ей цепь, и она сделала то же самое еще раз, но он разорвал и цепь. Тогда к ним явился шайтан и сказал им, что эта женщина должна спросить своего мужа, что он не сможет разорвать? Они передали ей это, и она спросила его, а он ответил: «Мои косы». У него было восемь кос, которые волочились по земле.
 
Когда он заснул, она связала четырьмя его ноги, а четырьмя другими - руки. Пришли неверующие, схватили его и потащили в дом, где совершались жертвоприношения. Дом был высотой в четыреста локтей, а посередине стояла одна колонна. Они отрезали его уши и губы, и все в это время стояли рядом с ним. Он попросил Всевышнего Аллаhа (с.т.) дать ему сил для того, чтобы освободиться и сдвинуть эту колонну, чтобы все обрушилось на них, а сам он мог спастись. Аллаh (с.т.) дал ему силы, он пошевелился, путы его развязались, и он смог сдвинуть колонну, при этом крыша обрушилась прямо на них. Аллаh (с.т.) погубил их всех и спас его. Когда сподвижники Посланника Аллаhа (с.т.а.в.) услышали эту историю, они сказали: «О Посланник Аллаhа (с.т.а.в.)! Сможем ли мы когда-нибудь получить такую же награду, как он?» Он (с.т.а.в.) ответил: «Не знаю». Потом обратился с мольбой к своему Господу, и она была услышана: Ему дали, как уже было сказано, ночь Предопределения.
 
В «Сунане» Байхакьи передается от Хазрата Анаса (р.а.), что Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал, что Жабраиль (а.с.) нисходит с одной группой ангелов, и кого они увидят занятым Зикром и так далее, то просят для него ду’а о милости.
 
В книге «Мазахире hакь» написано, что в эту ночь были созданы ангелы. В эту ночь началось собирание вещества для плоти Адама (а.с.), в эту ночь в Раю посадили дерево. Во множестве хадисов приводится, что в эту ночь принимаются ду’а. В «Дурре Мансур» в одном хадисе сказано, что в эту ночь подняли в небеса ‘Ису (а.с.). В эту ночь принялось раскаяние Бани Исраиль.
 
Эта ночь — полный мир. Ангелы приветствуют верующих саламом, одна толпа ангелов уходит, другая приходит, как объясняется в некоторых хадисах. Или имеется в виду, что эта ночь есть полный мир от зла и нечестия.
 
Эта ночь продолжается (своими благами) до рассвета. Не то, чтобы её баракат был в какой-то одной части ночи, проявление бараката продолжается в ней до утра.
 
‘Умар (р.а.) передал, что Посланник Аллаhа (с.т.а.в.) сказал: «Того, кто оживил двадцать седьмую ночь Рамазана, занимаясь в ней лишь поклонением Аллаhу (с.т.), я люблю больше, чем выстоявшего все ночи Рамазана». Фатима (р.а.) спросила: «Отец мой! А что же делать слабым из числа мужчин и женщин, ведь они не могут выстаивать всю ночь?» Он ответил: «Пусть опираются на подушки, а не ложатся на них, сядут в один из часов той ночи и обращаются к Аллаhу (с.т.), Всемогущий Он и Великий, - это мне ближе, чем ночная молитва всей моей общины в течение Рамазана».
 
От ‘Аиша (р.а.) передается, что Посланник Аллаhа (с.т.а.в.) сказал: «Того, кто оживляет ночь Предопределения и совершает два ракаата молитвы, моля в них о прощении, Аллаh (с.т.) простит, окунет его в Свою Милость, а Жабраил (а.с.) обмахнет своим крылом. И все, кого Жабраил (а.с.) обмахивает крылом, входят в Рай».
 
Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал, что Жабраиль (а.с.) в Ночь Кьадр спускается с группой ангелов и просит ду’а о милости для каждого занятого поклонением стоя или сидя, или вспоминающего Аллаhа (с.т.). И когда приходит день (‘ида) праздника, Аллаh (с.т.) гордится Своими рабами перед ангелами (потому что они критиковали человека). Потом Аллаh (с.т.) Та’аля спрашивает: «О, ангелы! Каково воздаяние рабочему, который выполнил свою работу?» Ангелы отвечают: «О, наш Господь! Его воздаяние в том, чтобы его работу оплатили полностью». Тогда Аллаh (с.т.) Та’аля говорит: «О, ангелы! Мои рабы и рабыни исполнили свой долг, и вышли для праздничного намаза, прося у Меня ду’а. Клянусь Моей Честью, клянусь Моим Величием, клянусь Моим Прощением, клянусь Моим Высочеством, клянусь Моей Славой, Я обязательно приму их ду’а!» Затем, обращаясь к людям, Аллаh (с.т.) говорит: «Возвращайтесь, ваши грехи прощены, и ваши плохие дела заменены хорошими!» И люди возвращаются с прощеными грехами.
 
Жабраиль (а.с.) приказывает всем ангелам, чтобы они заходили в дом к каждому занятому поклонением и Зикром Аллаhа (с.т.), и пожимали ему руку.
 
В книге «Гаятуль Маваиз» передают из книги «Гуния» Абдуль Кьадира Жилани (р.а.), что в хадисе Ибни ‘Аббаса (р.а.) сказано, что по приказу Жабраиля (а.с.) все ангелы расходятся. И не остается такого дома, ни маленького, ни большого, ни леса, ни лодки, где был бы какой-нибудь верующий, и ангелы не пришли бы туда и не пожали бы ему руки, кроме дома, в котором имеется собака или свинья, фотография или прелюбодей в оскверненном состоянии.
 
Сколько есть таких мусульманских домов, в которых ради декорации развешивают фотографии и своими руками лишают себя такой огромной Милости Аллаhа (с.т.). Фотографию вешает один человек, но из-за него лишается милости вхождения ангелов весь дом.
 
Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал: «Человек, который встает (для поклонения) в эту ночь с иманом (Верой) и с намерением награды, то все его прошлые грехи прощаются».
 
Хазрат Анас (р.а.) рассказывает, что однажды в благословенном месяце рамазан, Расулюллах (с.т.а.в.) сказал: «К вам пришёл месяц Рамазан, в нём есть ночь, которая лучше тысячи месяцев, и кто лишился этой ночи, тот лишился всех благ, но не лишается их никто, кроме как самые несчастные».
 
‘Умар (р.а.), каждый раз после ‘иша намаза, придя домой, всю ночь проводил в намазе до утра. ‘Усман (р.а.) весь день держал уразу, а ночь проводил в намазе, и только в начале ночи чуть-чуть спал, а в одном рака’ате ночного намаза прочитывал весь Коран. В «Шархе Ихья» передается от Абу Талиба Макки (р.а.) и через цепочку сорока таби’инов подтверждается, что ‘Усман (р.а.) одним омовением, взятым на ‘иша, читал утренний намаз. Шаддад (р.а.) всю ночь страдал бессонницей до утра, и говорил: «О, Аллаh (с.т.)! Страх перед огнем прогнал мой сон». Асвад бин Язид (р.а.) спал в Рамазане только немного между магърибом и ‘иша. 
 
Про Са’ида бин Аль Мусайеба (р.а.) говорят, что он пятьдесят лет подряд читал утренний намаз с омовением от ‘иша. Силах бин Ашьям (р.а.) всю ночь проводил в намазе и утором просил такое ду’а: «О Аллаh (с.т.)! Я недостоин просить у тебя Жаннат, единственная просьба, защити меня от огня!» Катада (р.а.) во время Рамазана, каждые три ночи заканчивал чтение Корана, и в каждой ночи последних десяти дней заканчивал Коран по одному разу. Имам Абу Ханифа (р.а.) сорок лет читал утренний намаз с омовением ‘иша, и это настолько известно, что не верить этому, значит потерять доверие к истории. Когда его спросили о причине появления такой энергии, то он ответил, что он просил особое ду’а через имена Аллаhа (с.т.). Только во время обеда он немного спал и говорил, что в хадисе велено немного спать днём. И его сон тоже был с целью соблюдения сунны.
А при чтении Корана он так много плакал, что соседи жалели его. Однажды всю ночь он провел в чтении аята: «Да, тот час (Суда) назначен им (для расчёта), и тот час ужаснейший и самый горький». (34 Месяц: 46). Ибраhим бин Адхам (р.а.) в течение Рамазана не спал ни днём, ни ночью. Имам Шафи’и (р.а.) в Рамазане днём и ночью шестьдесят раз заканчивал чтение Корана. Кроме этого есть сотни примеров, как поступали по аяту: «И создали Мы джинов и людей только для того, чтобы они Мне поклонялись», (51 Рассеивающая: 56) — и доказали, что для делающих деяния нет препятствий.
 
Расулюллаh (с.т.а.в.) говорил, что Аллаh (с.т.) Та’аля сказал: «О сын Адама, освободись для поклонения Мне! И Я освобожу твою грудь от беспокойств и удалю твою бедность, иначе Я наполню твою грудь тревогами, а твоя бедность не удалится”.
 
‘Убада (р.а.) спросил у Расулюллаh (с.т.а.в.) про Ночь Кьадр. Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал, что она в Рамазане, в последней декаде, в нечётных ночах: 21, 23, 25, 27, 29 или в последнюю ночь. Человек, который будет заниматься в эту ночь поклонением с Иманом, с намерением награды, получит прощение всех предыдущих грехов. Среди признаков этой ночи то, что она бывает блестящая, ясная, не теплая и не холодная. Луна — ясная. И в шайтанов не бросают метеориты до утра. Далее, после нее утром солнце восходит без лучей — круглое, как полная Луна. И Аллаh (с.т.) Та’аля запретил шайтану выходить вместе с солнцем в этот день.
 
В конце хадиса ясно упомянуты признаки Ночи Кьадр, которые не нуждаются в объяснении. Кроме этих признаков в хадисах и в словах тех людей, на долю которых выпало богатство этой ночи, приводятся и другие признаки. Особенно то, что утром, после этой ночи, солнце восходит без лучей. Этот признак приведён во многих хадисах, и этот признак присутствует постоянно. Кроме него другие признаки не обязательно бывают.
 
‘Абда бин Аби Лубаба (р.а.) рассказывает, что ночью 27 Рамазана он попробовал воду из моря, и она была абсолютно сладкая. Аюб бин Халид (р.а.) рассказывает, что ему стало необходимым купаться. Он сделал полное омовение морской водой, и она оказалась совершенно сладкая, и это была 23 ночь. Машаихи пишут, что в Ночь Кьадр поклоняется всё, — даже деревья падают ниц на землю, затем встают обратно на свои места. Но такие явления относятся к кашфу (открывание невидимого), не каждый человек это ощущает.      
              
‘Айша (р.а.) спросила у Посланника Аллаhа (с.т.а.в.): «О, Посланник Аллаhа (с.т.а.в.), если я обнаружу Ночь Кьадр, то какое ду’а я должна делать?» Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал ей следующее ду’а: «Аллаhумма! Иннака ‘афувун, тугьиббуль ‘афва, фа’фу ‘анни. (О, Аллаh (с.т.), поистине ты прощающий и любишь прощать, так прости меня)».
Это ду’а заключает в себе многое. Если Аллаh (с.т.) Та’аля Своей Милостью и Добротой простит, то что еще надо сверх этого?
 
‘Убайда (р.а.) рассказывает, что Расулюллаh (с.т.а.в.) вышел, чтобы сообщить нам про Ночь Кьадр. В это время два мусульманина ругались между собой. Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал: «Я вышел для того, чтобы сказать вам про Лейлятуль Кьадр, но эти двое ругались между собой, из-за чего у меня забрали определение её времени. Возможно, так лучше в знании Аллаhа (с.т.), так что ищите эту ночь 9-го, 7-го или 5-го».
 
В этом хадисе есть 3 темы, над которыми нужно поразмыслить. Первая и самая важная — это ссора между мусульманами. Она настолько серьезна, что Аллаh (с.т.) навсегда забрал знание определения Ночи Кьадр. Не только в этом случае, но всегда ссора становится причиной лишения благословений.
 
Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал: «Рассказать ли вам о том, что является лучше намаза, уразы и саадака». Сахабы (р.а.) ответили: «Обязательно расскажите». Тогда Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал: «Это благосклонные отношения между людьми, а ссора уничтожает религию, как бритва убирает волосы с головы». Не говоря о невеждах, поглощенных этим миром, но даже те люди, которые не выпускают из рук чётки и называют себя религиозными, часто ссорятся и ругаются.
 
Поразмыслите над словами Расулюллаh (с.т.а.в.) и над своей религией. Вы гордитесь принадлежностью к ней, но, тем не менее, не можете примириться между собой. Расулюллаh (с.т.а.в.) называет оскорбление мусульманина наихудшей формой ростовщичества. Но в наших разгоревшихся спорах нас не беспокоят ни предостережения Расулюллаhа (с.т.а.в.), ни оскорбления мусульман.
 
Аллаh (с.т.) говорит: «И не ссорьтесь, иначе ослабеете, и уйдет ваша мощь». (8 Добыча: 46) Те люди, которые сегодня унижают честь и достоинство других, пусть поразмыслят в уединении, насколько они вредят своей чести и как унижаются в глазах Аллаhа (с.т.), и перед людьми тоже. Расулюллаh (с.т.а.в.) говорил, что тот, кто находится в ссоре с братом мусульманином более трех дней и умирает в этом состоянии, тот попадёт прямо в Жаhаннам.
 
В одном хадисе сказано, что в каждый понедельник и четверг деяния людей представляют перед Аллаhом (с.т.). Аллаh (с.т.) Своей Милостью (за благие поступки) прощает всех, кроме многобожников. А о прощении двоих, которые в ссоре, говорит, чтобы оставили их, пока они не помирятся. В другом хадисе говорится, что каждый понедельник и четверг перед Аллаhом (с.т.) представляют поступки людей. Принимается покаяние раскаивающихся и принимается истигъфар просящих о прощении, но тех, которые в ссоре, оставляют в прежнем состоянии. 
 
В другом хадисе сказано, что в ночь бараат (15 ша’бана) Аллаh (с.т.) с Милостью обращается к творениям и прощает их (из-за маленьких причин), кроме двоих. Один — это неверующий, а второй — имеющий ненависть к кому-либо. В одном месте сказано, что у троих намаз не поднимается выше головы даже на одну ладонь. Среди них упомянуты  те, что в ссоре между собой.           
 
Второе, что становится известно из вышеприведённого хадиса — это согласие, довольство, принятие и послушание перед мудростью Аллаhа (с.т.) Та’аля. Несмотря на лишение определения Ночи Кьадр, что было большой потерей, Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал, что, вероятно, так было лучше для нас, поскольку это было от Аллаhа (с.т.). Это был хороший пример, чтобы извлечь урок, и повод, чтобы задуматься.
 
Аллаh (с.т.) Та’аля Милостивый, Щедрый — всегда великодушен к Своему рабу. Если человек попадает в какую-то беду по причине своих плохих деяний, то и тогда, после небольшого внимания к Аллаhу (с.т.) с признанием своей слабости к нему приходит милость от Аллаhа (с.т.) Та’аля, и случившаяся беда тоже становится причиной большого блага. И для Аллаhа (с.т.) нет ничего трудного.
 
Однажды Расулюллаh (с.т.а.в.) пришёл в мечеть, там спал один сахаба.
 
Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал ‘Али (р.а.): «Разбуди его, чтобы он сделал вуду». ‘Али (р.а.) разбудил его, но спросил у Расулюллаh (с.т.а.в.), что обычно Расулюллаh (с.т.а.в.) всегда спешил сделать хорошее сам, почему он сам не разбудил его в этом случае? Расулюллаh (с.т.а.в.) ответил: «Не дай Аллаh (с.т.), если бы он отказался, так как отказаться, если скажу я — это куфр, а отказаться, если скажешь ты — это не куфр». Точно также по Своей Милости, Аллаh (с.т.) не захотел, чтобы, зная про эту великую ночь, кто-то совершал грехи в эту ночь.
 
В-третьих, если бы кто-то случайно пропустил эту ночь, то из-за уныния он не получал бы возможности поклоняться в следующие ночи тоже. А сейчас все получают возможность лишние две-три ночи Рамазана бодрствовать. 
 
Четвёртое, то что сколько ночей проводится в поисках Ночи Кьадр, за них получают отдельные награды.
 
Пятое, Аллаh (с.т.) Та’аля гордится перед ангелами поклонением Своих рабов в Рамазан, как приводилось в хадисе раньше. В этом случае больше возможности гордиться, потому что рабы, несмотря на то, что они не знают точно, и просто из-за вероятности и ожидания не спят ночами и занимаются поклонением. Если только из-за предположения такие старания, то когда им точно скажут, что это есть Ночь Кьадр, то каково будет их старание. И кроме этого может быть много другого полезного.
 
По этим причинам, очевидно,  что вещи подобной важности Аллаh (с.т.) скрывает. Таким образом, Он скрыл «Исме А’зам». Скрыл также в пятницу особый момент, в котором принимается ду’а. Сюда включаются и еще многие другие вещи. Также возможно и такое, что из-за ссоры Аллаh (с.т.) заставил забыть определение ночи именно в этом благословенном Рамазане, а затем, из-за выше упомянутых причин, забрал определение Ночи Кьадр навсегда.
 
Третья тема, про которую сказано в хадисе, — это поиски Ночи Кьадр в трёх ночах: 9го, 7го и 5го. При объединении с другими хадисами становится ясно, что эти три ночи находятся в последних десяти днях. Но далее имеются еще другие варианты. Если считать с начала последних десяти дней, то хадис указывает на 29, 27, 25-ую ночи. А если считать с конца декады, как объясняется в хадисе, то в случае 29-дневного лунного месяца — это будут 21, 23, 25 числа, а в случае 30-дневного месяца — 22,24,26 числа.
 
Кроме этого в определении этой ночи хадисы очень различаются. Поэтому среди учёных есть большие разногласия по этому поводу. Как раньше было сказано, существует около 50 разных мнений. Из-за чрезмерного разногласия в хадисах, по мнению учёных, дата этой ночи не постоянна, а в разные годы приходится на разные дни, из-за чего хадисы разногласят. Так Расулюллаh (с.т.а.в.) в один год велел искать её в определенные ночи, а в другие годы — в другие ночи. В одном хадисе от Абу Хурайры (р.а.) сказано, что однажды в собрании Расулюллаhа (с.т.а.в.) упомянули про Ночь Кьадр. Он спросил: «Какое сегодня число?» Ему ответили, что 22е. Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал:«Сегодня ночью ищите (Ночь Кьадр) признаки ночи».
 
Абу Зар (р.а.) рассказывает: он спросил, что Ночь Кьадр бывает только во время Посланника Аллаhа (с.т.а.в.) или после него тоже будет. Расулюллаh (с.т.а.в.) сказал, что она останется до Судного Дня. Абу Зар (р.а.) говорит: «Я спросил в какой части Рамазана она бывает?» Он ответил: «Ищи в первой и в последней декаде». Затем Расулюллаh (с.т.а.в.) занялся другими разговорами. Я нашёл случай и попросил сказать в какой части декады она бывает?» На это Расулюллаh (с.т.а.в.) так сильно рассердился, что ни до этого и ни после этого он так сильно на меня не сердился. И сказал, что если бы это было целью Аллаhа (с.т.) Та’аля, то разве Он не рассказал бы? Ищи в последних семи днях и больше ничего не спрашивай».
 
Одному сахабу Расулюллаh (с.т.а.в.) указал определенно на 23 число. Ибн ‘Аббас (р.а.) рассказывает, что он спал, во сне ему кто-то сказал: «Вставай, сегодня Ночь Кьадр». Он немедленно встал и пошёл к Расулюллаh (с.т.а.в.). В это время он делал намерения на намаз и это была 23 ночь. Из некоторых хадисов тоже становится определенно, что это 24 ночь. ‘Абдуллах бин Мас’уд (р.а.) сказал, что тот человек, который бодрствует каждую ночь весь год, тот может найти Ночь Кьадр. (т.е. Ночь Кьадр двигается по всему году). Кто-то рассказал об этом Убай бин Ка’бу (р.а.). Он сказал, что целью Ибн Мас’уда было то, чтобы люди не сидели, удовлетворяясь одной ночью. Затем он поклялся, и сказал, что она бывает 27 Рамазана. Также, по мнению множества других сахабов и таби’инов, эта ночь бывает 27-го Рамазана.
 
Вывод Убай бин Ка’ба (р.а.) таков, а вывод Ибн Мас’уда (р.а.) другой, то есть тот, кто бодрствует каждую ночь весь год, сможет определить Ночь Кьадр.
 
Большинство учёных говорит, что наибольшая вероятность существует в 27 ночи. 
Если Аллаh пожелает и какой-то счастливый найдет эту ночь, то пусть не забывает сделать за нас ду’а, все блага и удовольствия этого мира ничто по сравнению с ней. Но если даже не найдет, то и тогда он не останется без награды. Каждому необходимо в течение всего года особенно заботиться о том, чтобы читать магъриб и ‘иша намазы в мечети с Жама’атом. Потому что если случайно, в Ночь Кьадр эти два намаза будут прочитаны с Жама’атом, то награда скольких намазов с Жама’атом будет получена.
 
Насколько огромно благо Аллаhа (с.т.) Та’аля, что если кто-то прилагает усилия в каком-либо религиозном деле, то даже в случае неудачи, он все равно  получает награду за старания.
 
Газета: "Ислам в Южном Дагестане"