Всевышний Аллаh (с.т.) сказал: «Несомненно, Аллаh (с.т.) оказал Милость верующим, когда отправил к ним Пророка (с.т.а.в.) из их же среды, который читает им Его знамения, очищает их и учит их Писанию и мудрости, хотя прежде они и пребывали в явном заблуждении». (Семейство Имрана, 164.)
Пророк Мугьаммад (с.т.а.в.), родился в понедельник, 12 числа месяца Рабиуль-авваль, в Священной Мекке. Семь земных и семь небесных сфер, весь мир промолвил: «Добро пожаловать, о Посланник Аллаhа (с.т.)!». Животные и птицы радовались и предупреждали о приближении и появлении на свет нашего любимого и последнего Пророка Мугьаммада (с.т.а.в.). Ночью этого дня все идолы, находящиеся вКаабе попадали сами собой. До этого дня была засуха, несколько лет не шли дожди, и на деревьях не было ни одного лепестка, и именно вэтот день лил дождь, все радовались, всем было хорошо и весело. И этот год назвали потом «Изобильным годом». Он появился на свет в доме, который получил название «дар аль-мавлид», что означает «дом рождения». Это произошло в 571 году по христианскому летоисчислению. Тот год запомнился арабам как «год слона». Родителями Пророка (с.т.а.в.), были сын Абд аль-Мутъалиба Абдулла и дочь Вахба Амина. Его отец умер еще до рождения своего сына, и дед Пророка Абд аль-Мутъалиб назвал его Мугьаммадом (с.т.а.в.).
Каждый мусульманин обязан достойным образом почитать Пророка Мугьаммада (с.т.а.в.), сделать ниспосланный ему Священный Коран своим законом, брать пример с его прекрасных моральных качеств и принимать участие в распространении на Земле единобожия, с которого он начал проповедовать Ислам.
Посланник Аллаhа (с.т.а.в.), сказал: «У меня есть пять имен - Мугьаммад (восхваляемый), Агьмад (самый достойный похвалы), аль-Махи (уничтожающий), руками которого Аллаh (с.т.) уничтожил неверие, аль-Хашир (собирающий), у ног которого люди будут собраны [в День Воскресения], и аль-Хакиб (последний), после которого больше не будет Пророка».Аллаh (с.т.) назвал Его кротким и милостивым. (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим).
Посланник Аллаhа (с.т.а.в.), назвал себя именами и сказал: «Я - Мугьаммад Ахмад аль-Мукаффи (последний из Пророков), Пророк покаяния и Пророк Милости». (Этот хадис передал Муслим.)
Первое создание Всевышнего - это нур (луч) Пророка Мугьаммада (с.т.а.в.). Начиная с Пророка Адама (а.с.), этот луч передавался хорошим людям. Этот случай Аллаh (с.т.) изрек в священном Коране: «Твой луч передавался только поклонившимсяАллаhу (с.т.) и дошел до тебя». (Сура Шуара-219) Авхадисах говорится: «Аллаh (с.т.) Всевышний создал мир и среди них выбрал для Меня самую лучшую землю, - Аравию. Там Он создал разные племена и выбрал для Меня самое лучшее племя Бани Хашим (из рода Курейш), а среди них выбрал лучшую семью и в этом доме создал Меня. Поэтому Моё тело и душа являются самыми прекрасными и Моё поколение самое лучшее. Если кто-то любит их, то любит ради Меня, а если кто-то сделает им что-то плохое, то это будет сделано Мне».
Пророк Адам (а.с.) был озарен нуром (лучом) Мугьаммада (с.т.а.в.).От него нур (луч был передан матери человечества Хавве (Еве), и от неё Пророку Шиту и т.д. Когда Пророк Адам (а.с.) был на пороге смерти, Он позвал своего сына и сказал: «Сынок! Луч, который сияет меж твоих бровей - это луч последнего Пророка Мугьаммада (с.т.а.в.). Береги и передавай его хорошим верующим». Поручение и луч передавались от отца к сыну. И наконец, этот Луч достался своему Хозяину (почтение иприветствие ему). И в каждой эпохе, в каждой эре предки нашего любимого Пророка (с.т.а.в.) узнавались по этому лучу. Тот человек, который озарялся этим Благословенным Лучом, был самым красивым и самым сияющим среди других. Например, от Пророка Таруха был передан его сыну Ибраhиму, от него сыну Пророку Исмаилу, Аднану, Мааду, Низару... и так было всегда, и последним - нашему Пророку Мугьаммаду (с.т.а.в.).
Каждый верующий мусульманин должен знать, что все мукаллаф (ответственные в шариатском понимании) должны знать, что он из Курайшитов.
Передано от Абу - hурайры, что Посланник Аллаhа (с.т.а.в.), сказал: «Поистинне, когда Всевышний Аллаh (с.т.) сотворил создания, Он разделил людей на две части. Одну часть на арабов, а другую часть на аджам (неарабов), и выбор Его пал на арабов. Затем Он разделил арабов ещё на три части. Так первая часть стала - аль Йаман, вторая аль - Музаритретья - аль Курайш.
И выбор Всевышнего Аллаhа(с.т.) выпал на аль - Курайш. Затем, Он вывел Меня из тех лучших (бануХашим), из которых Я и являюсь. Привёл его Ат-Табрани в (сборнике хадисов) Аль - Авсат и сказал: «Это достоверный хадис». О достоверности этого хадиса свидетельствует хадис Ибн Умара и Абу hурайры. А также хадис Василята ибн Аль – Аскаа, он рассказал, что Посланник Аллаhа(с.т.а.в.), сказал: “Воистину, Аллаh(с.т.) избрал Кинаната из бану Исмаила и избрал из бануКинанатаКурайш и избрал из КурайшабануХашим и избрал Меня из бануХашима. Это достоверный хадис, его передал Муслим в своём (сборнике) Ас - Сахих. Ахмад бин Ханбали передал, что Пророк (с.т.а.в.) сказал: “Воистину, Аллаh(с.т.) избрал из детей Ибраhима (а.с.) Исмаила, и избрал из детей Исмаила (а.с.) бануКинанат, и избрал из бануКинанатаКурайш, иизбрал из КурайшабануХашим и избрал Меня из бануХашима”. Передал его АтТирмизи в своём (сборнике) Аль -Джамиъ.
Когда человечество в очередной раз погрузилось во мрак язычества, предав забвению Веру предков, поклонявшихся Единому Создателю, была явлена миру великая Милость Мудрого Господа: Он ниспосылает на землю Пророка Мугьаммада (с.т.а.в.), как превосходный пример жизни, достойной высокого звания человека – избранного творения Аллаhа(с.т.).
Мугьаммад (с.т.а.в.) пришел с миссией провозвестника Истины от Бога в то время, когда люди утратили понимание самых важных вопросов бытия: кто есть Создатель всего сущего? Что такое жизнь? Зачем человек пришел в этот мир? И только благодаря Призыву Божьего Посланника Мугьаммада (с.т.а.в.), этим, доселе невежественным людям открылся Прямой путь, и судьбы последующих поколений осветились Истинной Верой в Единого Бога.
Сам Пророк (с.т.а.в.) лучше, чем кто-либо из живущих, осознавал великую ценность своей Посланнической миссии. Он понимал, как необходимы каждому человеку передаваемые Им от Создателя знания – исчерпывающее руководство к жизни для всего человечества. Ибо, Ему дано было увидеть, что без подобных знаний, люди обречены на бессмысленное, а значит, ничтожное существование в этом мире и бесконечные муки в жизни вечной. Именно поэтому Пророк Мугьаммад (с.т.а.в.) ценил свое рождение, но отнюдь не как факт из собственной биографии, а видел в нем проявление Бесконечной Милости Создателя к людям. И Он не уставал благодарить Аллаhа (с.т.) Всевышнего за этот бесценный дар возможности спасения для всего человечества.
Впервые официально Мавлид отметили в начале VII века Хиджры по указанию короля местности Ирбиль, который был известным теологом и богобоязненным человеком. Он отличался особой храбростью, за что арабы назвали его Музаффаром (Победителем). Для решения вопроса о законности проведения Мавлида он собрал известных ученых-теологов, разбирающихся в хадисах.
До Пророка, мир ему, и при его жизни не было термина «Мавлид», обозначавшего само действо. При жизни Пророка (с.т.а.в.) многих терминов не было, ставших потом известными всему исламскому миру. Эти термины суть «фикх», «тафсир», «мусталахал-хадис», «усул ад-дин», «мантик», «нахв», «сарф» и многие другие. Но науки, стоящие за этими терминами существовали и до рождения Пророка (с.т.а.в.) и при его жизни.
Да и можно ли запретить все нововведения, которые становятся насущной необходимостью в современном мире. Следуя порочной логике запрещения всего нового, можно дойти до абсурда и запретить также печатать книги, заниматься научными исследованиями, открывать исламские учебные заведения, воздвигать минареты возле мечетей, покрывать мрамором мечети в Мекке. Можно даже запретить использование новейших полиграфических методов для издания Корана, запретить проставлять в его тексте огласовки для облегчения чтения Священной книги, исполнять азан дважды по пятницам, распространять проповеди духовных лиц с помощью средств массовой информации, использовать акустические и электронные средства информации.
Великие имамы, знавшие о запретных нововведениях, считают, что харамом (запретным) считается такое нововведение, которое противоречит Корану, Хадисам или мнению высокочтимых имамов-основателей мазхабов (учений). Если же возникшее позже не противоречит ни Корану, ни Хадисам, ни мнению основателей мазхабов, то такое новшество достойно похвалы.
Отсутствие термина «Мавлид» в хадисах некоторые люди трактовали как якобы «запрет на проведение Мавлида». Однако, Аль-Хафиз Ас-Суюти в статье «Добрые намерения в совершении Мавлида» говорил об отношении Шариата к проведению Мавлида Пророка (с.т.а.в.) в месяце Рабиуль-Авваль следующее: «Основой для проведения Мавлида является собрание людей, чтение отдельных Сур Корана, рассказы о тех знаменательных событиях, которые произошли во время рождения Пророка Мугьаммада (с.т.а.в.) и приготовление соответствующих угощений. Если Мавлид проводить именно в такой форме, то это новшество одобряется Шариатом, и за это мусульмане получают саваб (вознаграждение от Аллаhа (с.т.), так как делают это для возвеличивания Пророка Мугьаммада (с.т.а.в.), для того, чтобы показать, что Его рождение является радостью для верующих».
Участие в мавлиде требует особого поведения. Во-первых, надо иметь искреннее намерение (нийат) исполнить желание пригласившего. Во-вторых, нужно отбросить любые неблагочестивые мысли. В-третьих, идя на мавлид, необходимо совершить ритуальное омовение и умаститься дозволенными благовониями. На мавлиде следует отрешиться от мирской суеты; житейских трудностей, желаний, сомнений. Женщины и мужчины совершают и слушают мавлид раздельно. Если нет возможности расположиться удобно по отдельным помещениям, то между ними нужно повесить плотный занавес. Угощение на мавлиде должно подаваться по средствам устроителя мавлида. Мавлиды проводятся в день и месяц дарования Пророку (с.т.а.в.) земной жизни. В этот месяц нужно больше читать и слушать проповеди. Этот месяц может стать для вас и месяцем мусульманского призыва. Мавлиды можно проводить и в любое другое время. Не следует думать, что проведение мавлида может снять с мусульманина исполнение его обязанности совершать намаз, пост и пр., а потому мавлид не должен совпадать со временем совершения намаза. Лучше исполнить несколько различных мавлидоввформеназм – в несколько вечеров и с чтением благочестивых книг. Мавлид содержит рассказы о деяниях Посланника (с.т.а.в.), просьбы о заступничестве и т.д. Пророк Мугьаммад (с.т.а.в.) – заступник для верующих перед Аллаhом (с.т.) в Судный День. С просьбой о заступничестве (шафаат) обращались к Посланнику (с.т.а.в.) при его жизни, к нему обращаются и теперь. Просьба о заступничестве – проявление истинной Веры в Аллаhа (с.т.) и проявление уважения к Его Посланнику. Любому мусульманину, знающему, что Бог Един и нет у него сотоварищей, понятно, что без воли Всевышнего никто и никому не может стать заступником. Однако по воле Аллаhа (с.т.) Пророк Мугьаммад (с.т.а.в.) – заступник для мусульман, ибо сказано: «Мое заступничество будет даровано и тем из моей общины, кто совершил большие грехи».
В последние семьдесят лет верующие привыкли к запретам властей на все, что касается обрядовой стороны богослужения, но и за эти годы не удалось убедить мусульман, что поминание Аллаhа (с.т.) и его Посланника (с.т.а.в.) – бесполезное дело. Никто не может назвать бесполезным делом чтение Священного Корана, совершение Зикра, раздачу милостыни неимущим, дарение подарков близким, совместную молитву о ниспослании благословения мусульманской умме. Все это происходит при совершении мавлида. В произведениях, исполняемых во время совершения мавлидов, сохраняется историческая память народа об истоках его Веры, основах его нравственности, о крепости его добрых традиций. Это не всегда было на руку власти, а потому мавлиды были запрещены. И все же терпеть нелепые гонения на добрые традиции народа от безбожников было не так обидно, как от тех, кто считает себя единоверцами. Ведь люди недаром сохраняли тексты мавлидов многие сотни лет именно потому, что в них сохранялась душа народа. Лишь тот, кто не желает пользы мусульманам или умышленно отдаляет их от совершения благих дел, говорит о бесполезности мавлида.
Также и другие жившие в разное время известные и признанные ученые-теологи Ислама, превосходно знавшие тонкости и глубину нашей религии, одобряли Мавлиды и сами участвовали в их проведении. Вот некоторые из доводов, говорящих о предпочтительности проведения Мавлида:
1. Проявлять любовь к Пророку Мугьаммаду (с.т.а.в.), а, значит, и радоваться Его рождению, велит нам Всевышний Аллаh (с.т.).
2. Посланник Аллаhа (с.т.а.в.) ценил свое рождение (в частности, Он соблюдал пост по понедельникам, так как родился в понедельник), благодарил Всевышнего Аллаhа (с.т.) за то, что Он создал Его и даровал жизнь, Пророк (с.т.а.в.) восхвалял Аллаhа (с.т.) за это благо.
3. Пророк Мугьаммад (с.т.а.в.) награждал поэтов, воспевающих Его в своих произведениях, одобрял это.
4. Мавлид – это собрание мусульман для выражения радости по случаю рождения Пророка (с.т.а.в.) и любви кНему. В одном из хадисов сказано, что каждый окажется в День Суда рядом с тем, кого он любит.
5. Пение Мавлида (стихотворных повествований о рождении Пророка (с.т.а.в.) о Его жизни и пророческой миссии) способствует получению знаний оПророке (с.т.а.в.). А у того, кто имеет такие знания, напоминание об этом вызывает переживания, способствующие усилению любви кПророку (с.т.а.в.).
6. В нашей религии высоко ценится собрание мусульман для совместного богослужения, изучения религии, а также раздача милостыни.
Не все, чего не делал Посланник Аллаhа (с.т.а.в.), является запретным и нежелательным. Например, при Его жизни не были собраны в одной книге ни Коран, ни хадисы, не были сформированы отдельные Исламские науки, не было Исламских книг, учебных заведений, не было Исламских проповедей по радио и телевидению и т.д. Тем не менее, это не только не запрещено, но и желательно, хорошо.
Отсюда следует, что проведение Мавлида – новшество, одобренное Шариатом, и ни вкоемслучае нельзя этого отрицать. Наоборот, можно назвать Его сунной, так как сам Пророк (с.т.а.в.), говорил, что вносящий вИслам хорошее новшество, одобренное Шариатом (то есть соответствующее Корану и хадисам, не противоречащее им), получит за это вознаграждение, и, кроме того, дополнительно столько вознаграждений, сколько получат все соблюдающие это новшество люди после него, вместе взятые.
Да поможет нам Всевышний Аллаh (с.т.) следовать по пути, указанному Пророком Мугьаммадом (с.т.а.в.), и да удостоит Он нас быть из числа тех, которые получат Шафаат (Заступничество перед Аллаhом (с.т.)) Пророка Мугьаммада (с.т.а.в.). Аминь!