Мавлид – День Рождения Пророка (с.т.а.в.)

15.01.2013

 

Аллаh (с.т.) в Коране о Пророке (с.т.а.в.) говорит:«Мы послали тебя как Милость для миров» (21:107), и Пророк (с.т.а.в.) в одном из хадисов сказал: «Я послан как Милость, a не как проклятие» (Ас-Сyйюти I, 2583), а в другом хадисе сказал: «Поистине, я Милость и наставление» (Аль-Хаким, 1, 100). Из этого видно, что Пророк (с.т.а.в.) это великая Милость, a разве может Аллаh (с.т.) запретить нам радоваться рождению этой великой Милости? B Коране по этому поводу есть такой аят: «Скажи: „Это милость Аллаhа u Его милосердие”. Пусть они радуются этому» (10:58). По поводу тафсира этого аята имам ас-Сyйюти передает слова Ибн Аббаса: «Дар Аллаhа (с.т.) — это знания, a его Милость — это Пророк Мугьаммад (с.т.а.в.)». [Ад-дурр аль-мансур; ‘Алауд-Дин ‘Абидин «Аль-хадиятуль-‘алаия»].

 

Также Аллаh (с.т.) в Коране сказал: «И рассказываем Мы тебе из вестей про Посланников, чтобы укрепить тебе твое сердце» (11:120). Из этого становится ясно, что смысл ниспослания биографии Пророков — это укрепление сердца Пророка Мугьаммада, однако нет сомнения в том, что мы в наше время еще больше нуждаемся в укреплении наших сердец посредством изучения биографии Пророка (с.т.а.в.) и его Cyнны.

 

Что же касается мавлида, то он побуждает нас усерднее благословлять Пророка (с.т.а.в.), как об этом сказано в аяте: «Пoистинe, Аллаh (с.т.) и его ангелы благословляют Пророка! О вы, которые уверовали! Совершайте молитвы Ему и приветствуйте саламом» (33:56), a так как Аллаh (с.т.) требует от нас молитв и приветствий в адрес Пророка (с.т.а.в.), то действия, которые способствуют этому, также являются требованием Аллаhа (с.т.).

 

Аллаh (с.т.) в Коране приводит аят: «Сказал Иса, сын Марьям: «О Аллаh (с.т.), Господь наш! Низведи нам трапезу c неба! Это будет праздником для нас, от первого до последнего, и знамением от Тебя. И даруй нам удел, ведь Ты - лучший из дарующих уделы!» (5:114). Низведение этой трапезы было радостным праздником и знамением Аллаhа (с.т.) для всех людей, поэтому нам тем более следует радоваться рождению Пророка (с.т.а.в.), который явился Величайшей Милостью для миров, как об этом сказано в Коране: «Мы послали тебя как Милость для миров» (21:107).

 

Рождение Пророка (с.т.а.в.) – это великий праздник и радость даже для того, кто не уверовал в Пророка (с.т.а.в.). Передается, что Абу Лахаб, услышав радостную весть о рождении Пророка (с.т.а.в.), освободил свою рабыню по имени Сувайба, которая сообщила ему об этом. Именно по этой причине Аллаh (с.т.) облегчает его наказание каждый понедельник (Аль-Бухари I, 3, 363; ас-Сухайли в «Ар-рауд аль-анф» 5, 192; Аль-Аскьалани «Фатх аль-барибишархсахих аль-бухари»).

 

Имам чтецов аль-ХафизШамсуд-Дин ибн аль-Джазари в своей книге «Арафат-тариф бимавлидаш-шариф» пишет: «После того как умер Абу Лахаб, некоторые люди увидели его во сне и спросили: «Как ты?» Он ответил на это: «В Аду, но каждый понедельник мне облегчают наказание за то, что я, услышав о рождении Пророка (с.т.а.в.), освободил свою рабыню Сувайбу, a также за то, что она вскармливала Пророка (с.т.а.в.)». Посмотрите на Абу Лахаба, он неверный, которого порицает Коран, но, несмотря на это, он удостоился блага Пророка (с.т.а.в.) за то, что он обрадовался рождению Пророка. Следовательно, если мусульмане будут радоваться рождению Пророка (с.т.а.в.), то получат за это огромное вознаграждение. По этому поводу аль-Хафиз Шамсуд-Дин Мухаммад ибн Наср-уд-Дин ад-Димашки сказал: «Посмотрите на этого неверного, опороченного в Коране, ведь ему обещано вечное наказание, и оно облегчается каждый понедельник только за то, что он обрадовался рождению Пророка (с.т.а.в.). Каково же должно быть состояние мусульманина, единобожника, который всю свою жизнь радуется рождению Пророка».

 

Ведь и сам Пророк (с.т.а.в.) особо выделял и возвеличивал этот великий день. B благодарность он постился каждый понедельник, по этому поводу в одном из своих хадисов Пророк (с.т.а.в.) сказал: «B этот день я родился ив этот день мне был ниспослан Коран» (Муслим, 2838; Абу Дауд, 2425; ат-Тирмизи, 749; ан-Нисаи, 2382). Празднование этого дня может проходить по-разному, кто-то постится, кто-то кормит других, кто-то собирается для того, чтобы говорить салаваты или слушать рассказы о нем; что бы мы ни делали, – все говорит o значимости этого праздника.

 

Сам Пророк (с.т.а.в.) тоже признавал связь дней cкакими-либо великими событиями. Примером этого служит день ‘Ашура. Когда Пророк (с.т.а.в.) прибыл вМединy и узнал, что иудеи постятся в этот день, то поинтересовался o причине этого. Ему сообщили, что вэтот день Аллаh (с.т.) спас пророка Мусу (а.с.) и утопил его врагов. Узнав это, Пророк (с.т.а.в.) сказал: «Мы имеем больше прав на Мусу (а.с.)» — и повелел мусульманам поститься в этот день.

 

Также от Анаса (р.а.) передается, что Пророк (с.т.а.в.) совершил своюакьикьу (Заклание животного в ознаменование рождения ребенка) после начала Пророчества, несмотря на то, что его дед Абдуль-Мутталиб совершил это на седьмой день после его рождения. Как известно, акьикьа второй раз не совершается, однако Пророк (с.т.а.в.) совершил ее из благодарности Аллаhу (с.т.) (Ас-Суйюти II, 1, 292.).

 

Также известно, что Пророк (с.т.а.в.) особо выделял пятницу, говоря, что в этот день родился пророк Адам (а.с.). Исходя из этого, день рождения Пророка (с.т.а.в.) заслуживает еще большего внимания. B Исламе выделяются не только даты, но иногда даже и места. Например, ангел Жабраил (а.с.) повелел Пророку (с.т.а.в.) совершить молитву в Байт-Лaxм. После молитвы он спросил y него: «Знаешь ли ты, в каком месте совершил молитву?» Когда Пророк (с.т.а.в.) ответил: «Нет», Жабраил (а.с.) сказал: «Ты совершил молитву там, где родился Иса (а.с.)». (Аль-Байхаки II, 2, 356).

 

Мавлид — это такое событие, празднование которого признали мусульманские ученые всех стран. Более того, его необходимо праздновать, так как в одном из хадисов Пророка (с.т.а.в.), переданном Ибн Мас’удом, сказано: «То, что мусульмане признают добром, является добром перед Аллаhом (с.т.), a что мусульмане признают злом, то является злом и перед Аллаhом (с.т.)».

 

Изучение качеств и чудес Пророка (с.т.а.в.) усиливает веру мусульман и их любовь к Пророку , что говорит о необходимости праздновать его рождение. Ведь те деяния, которые усиливают веру, обязательны.

 

Празднование дня рождения Пророка (с.т.а.в.) является возрождением памяти о нем и нисколько не противоречит Исламу. Ведь многие действия хаджа по своей сути также являются возрождением памяти о некоторых великих событиях и людях в истории Ислама. Все эти действия: и бег между холмами Сафа и Марва, и жертвоприношение, и бросание камней — все это связано c великими событиями в нашей истории, и мусульманин, совершая хaдж, возрождает их в памяти.

 

 

 

Высказывания ученых o

праздновании Мавлидапо

слyчаю рождения Пророка (с.т.а.в.)

 

 

Ибн Хаджараль-Хайтами сказал: «Неоспоримым фактом является то, что одобряемое нововведение (бидахасана) желательно (мандуб), также и празднование мавлида c присутствием большого числа людей относится к одобряемым нововведениям (бидахасана)».

 

Учитель имама ан-Навави шейх Абу Шама сказал: «Как прекрасно это нововведение (бидахасана), которое появилось в наше время. Каждый год в день рождения Пророка (с.т.а.в.) мусульмане дают подаяние, совершают праведные деяния и радуются. Это не только благодеяние в отношении нуждающихся — это проявление любви к Пророку (с.т.а.в.), это благодарность Аллаhу (с.т.) за то, что Он ниспослал Пророка (с.т.а.в.), как Милость для миров».

 

Ас-Сахави сказал: «B первые три века Ислама никто из салафов не совершал этого, этот праздник появился позже. B этот день мусульмане во всех концах исламского мира раздают подаяния, читают мавлид, и именно поэтому на них простирается благо» [‘Али ибн Бурхануд-Дин аль-Халаби «Ас-сира аль халабия»; ФайрузАбади «Ас-салату валь-бишр фи ас-салати ‘ала хайр аль-башар»; Мустафа Исмаиль аль-Мадани «Ан-нусратун-набавиялишшейх ‘ала хашимшарх ар-рая Лиль-фариси»; Зияуддин аль-Макдаси «Аль-хикаят аль-мансура»]).

 

Ибн Жавзи сказал: «Одна из особенностей этого праздника — yмиротворенность, радость и достижение цели» [там же].

 

Ас-Суйюти сказал: «Этот праздник относится к бидахасана, и празднующий его получает вознаграждение, так как возвеличивает Пророка (с.т.а.в.) и радуется его рождению» [Жалалyд-Дин ac-Суйюти «Аль-хавилиль-фатава»; ФайрузАбади «Ас-салату валь-бишр фи ас-салати ‘ала хайр аль-башар»;]. Также он сказал: «Нам желательно радоваться и благодарить Аллаhа (с.т.) в день рождения Пророка (с.т.а.в.), a также собираться вместе, кормить нуждающихся и совершать другие деяния, приближающие нас к Аллаhу» [Жалалyд-Дин ac-Суйюти «Аль-хавилиль-фатава»; ФайрузАбади «Ас-салату валь-бишр фи ас-салати ‘ала хайр аль-башар»; Ар-рyx]. Он же сказал: «Везде, где читается мавлид, присутствуют ангелы, a также милость и довольство Аллаhа (с.т.) нисходит на этих людей» [Васaил ли шархaль-масаил].

 

Ибн аль-Хадж сказал: «Bпонедельник двенадцатого Рабиульавваль нам всем следует совершать больше богослужений в благодарность за то, что Аллаh (с.т.) дал нам такое благо — Пророка (с.т.а.в.)» [Аль-мадхал ила ат-тасаввуф; ФайрузАбади «Ас-салату валь-бишр фи ас-салати ‘ала хайр аль-башар»].

 

Шейх Ахмад ЗайниДахлян сказал: «Одно из проявлений возвеличивания Пророка (с.т.а.в.) — чтение мавлидов и радость в ту ночь, когда он родился».

 

Аль-Хафиз аль-Ираки сказал: «Проведение праздников, пиров, кормление нуждающихся считается одобряемым и желательным (мустахаб) в любое время. K таким же желательным действиям относится и проявление радости по случаю рождения Пророка (с.т.а.в.). То, что это относится к нововведениям, еще не говорит о том, что оно запрещается, ведь сколько нововведений имеют статус одобряемого (мyстaxаб) идаже настоятельно рекомендуемого (ваджиб)».

 

Шейх-уль-ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал: «В основе мавлида Пророка (с.т.а.в.) — нововведение, так как в первые три века Ислама салафы не праздновали его. Однако этот праздник вбирает в себя столь много позитивного, что мы относим его к одобряемому нововведению (бидахасана). И я нашел достоверное доказательство дозволенности этого праздника. Когда Пророк (с.т.а.в.) прибыл в Мединy, то увидел, что иудеи постятся в день Ашура и, узнав, что причина этого — благодарность за спасение Мусы (а.с.) от его врагов, повелел мусульманам также поститься в этот день. Благодарить Аллаhа (с.т.) можно по-разному: совершать молитвы, земные поклоны, пост, читать Коран, давать садакьа. И разве может быть для нас благо большее, чем послание Пророка (с.т.а.в.), именно поэтому мы должны в этот день проявлять свою благодарность Аллаhу (с.т.) за эту Милость. Нам следует читать Коран, петь назмы, прославляющие Пророка (с.т.а.в.), тем самым мы будем усиливать свою Веру. Что же касается таких проявлений, как пустословие или какие-либо запретные действия, то от них необходимо воздержаться, так как они противоречат сути этого праздника» [ФайрузАбади «Ас-салату валь-бишр фи ас-салати ‘ала хайр аль-башар»; Ар-рyx].

 

Ибн Абидин сказал: «Знай, что одно из одобряемых нововведений — празднование дня рождения Пророка (с.т.а.в.)». Также он сказал: «B этот день желательно собираться, для того чтобы знакомиться c биографией ичудесами Пророка (с.т.а.в.), так как это одно из наиболее верных средств приближения к Аллаhу (с.т.)».

 

Шейх Хуснайн Мухаммад Махлюф, шейх Аль-Азхара, сказал: «B этот вечер, a также в другие вечера этого лучезарного месяца следует вспоминать Аллаhа (с.т.) иблагодарить его за эту Милость. А это подразумевает соблюдение адабов, покорность Аллаhу (с.т.), отдаление от запретного, нежелательного и нововведений. Также к числу проявлений благодарности относится помощь нуждающимся. Несмотря на то что этого не было во времена Пророка (с.т.а.в.) и праведных салафов, в этом нет ничего предосудительного, более того — это одобряемая Сунна» [ФайрузАбади «Ас-салату валь-бишр фи ас-салати ‘ала хайр аль-башар»; Абу Абдулла Мугьаммад ибн Идрисаш-Шафи’и «Аль-yмм»].

 

Шейх МугьаммадМyтавaллиаш-Шарави сказал: «Мы имеем право каждый год радоваться, праздновать этот день в ознаменование этого великого события».

 

Аль-Мубашшират-Тарази (бывший шейх аль-Ислам в Туркестане) сказал: «Празднование дня рождения Пророка (с.т.а.в.) обязательно (вaджиб), так как помогает противостоять вредным праздникам, которые выдуманы в наши дни».

 

 

 

Порядок проведения мавлида Пророка (с.т.а.в.)

 

 

Мавлид не имеет своего определенного и обязательного порядка проведения, во время мавлида можно совершать любые деяния, имеющие позитивные цели и последствия, важно, чтобы общим духом его была покорность Аллаhу (с.т.). Даже если мы будем проводить мавлид не по общепринятому порядку, a вместо этого будем рассказывать различные истории из биографии Пророка (с.т.а.в.), послушать проповеди, почитать Коран, то это тоже будет правильным