Любовь к Пророку

01.12.2012

Хадис гласит:

«В ком из вас будут три качества, тот ощутит сладостный вкус веры. Первое из них: чтобы Всевышний Аллах и Его посланник были более любимы, чем кто-либо иной ...» Наряду с любовью к Всевышнему Аллаху, любовь к Его избраннику, пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) является неотъемлемой частью веры человека.

Доказательством тому служит и другой хадис, переданный известным сподвижником Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах):

«Не будет вера ваша полна, пока не буду я, — говорит посланник Всевышнего, — более любим вами, чем родители ваши, дети и люди в целом».

В другом пророческом изречении, приводимом в своде хадисов имама Ахмада, упоминается о том, что ‘Умар (да будет доволен им Аллах) заметил:

«О посланник Аллаха, ты более любим для меня, чем что-либо на этой земле. Однако себя я люблю больше».

Пророк Мухаммад возразил:

«Нет, ‘Умар. Клянусь тем, в Чьей власти моя душа! Твоя вера неполна и несовершенна, пока я не буду любим тобою [как заключительный Божий посланник] больше, чем даже твой нафс».

Услышав это, ‘Умар воскликнул:

«С этого момента ты более любим мною, чем моя душа и что-либо иное!»

А теперь каждый спросите себя: какое место отведено пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) в моем сознании? Насколько велика моя любовь к нему? Как часто я вспоминаю того человека, благодаря которому Всевышний наставил меня на праведный путь, выведя из тьмы невежества к свету, того, кто объяснил и показал цель жизни?..

Мне кажется, что не все смогут дать однозначные ответы.

А почему? Да потому, что мы недостаточно хорошо знаем своего Пророка, жизнь которого от рождения и до смерти является явным знамением его пророческой миссии. У многих не было возможности видеть образец, выраженный в Пророке, к которому всегда и везде мы бы стремились. Хотя в Священном Коране сказано: «Поистине, для вас в посланнике Божьем — лучший пример. И это для тех, кто желает довольства Всевышнего и вечного наслаждения в райских садах».

Если мы относимся к таковым, нам надлежит выстроить свою жизнь в соответствии с духовно-нравственным путем, очерченным пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Нам необходимо возвести перед собой идеал, олицетворенный в нем.

Однажды Пророк серьезно заболел и сподвижники отправились его навестить. Среди сахабов был и Абу Бакр, который сразу после этого визита захворал. Через несколько дней Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выздоровел и, встретившись с сахабами, не нашел среди них Абу Бакра. Осведомившись о нем, он узнал, что тот нездоров. Тогда вместе со сподвижниками он отправился к его дому. Едва завидев входящего Пророка, Абу Бакр тут же встал с постели и добродушно поприветствовал его, как будто и не был болен. Пророк удивился: «Мы пришли навестить тебя, думая, что ты прикован к постели, но нашли тебя в полном здравии?!» В ответ Абу Бакр произнес: «Посетив любимого мною человека и застав его хворающим, я и сам заболел от глубокой печали. Сейчас же, увидев тебя в полном здравии, я мгновенно поправился».

Постарайтесь вникнуть и осмыслить, насколько глубокими должны быть чувства любви и уважения, чтобы так отражаться на состоянии человека! Болезнь Пророка привела к переживанию и недугу, а выздоровление — к моментальному исцелению.

Расскажу также историю о сподвижнике по имени Савбан (да будет доволен им Аллах). Как-то Пророк заметил, что Савбана постигла глубокая грусть, печаль. Он стал просто увядать. «Савбан! Что случилось?» — обратился к нему с вопросом посланник Всевышнего. «Я задумался о будущем мире. Находясь в этой жизни, я не могу вынести долгой разлуки с тобой. При твоем непродолжительном отсутствии моя душа томится и тоскует по тебе. Я представил ахират, когда ты будешь на высших степенях Рая, мы же, по воле Всевышнего, — на более низких уровнях. Как же я вытерплю разлуку с тобой?» — ответил сподвижник.

И Пророк сказал: «Благая весть тебе, воистину, человек [в вечности будет] с тем, кого он любит».

В подтверждение вышеприведенному есть коранический аят: «Кто подчиняется Всевышнему и посланнику Его, те будут среди пророков и праведников, шахидов и благочестивых. И сколь прекрасно это общество!»

В чем же проявляется любовь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)? В следовании его Сунне и стремлении взрастить в себе ростки той нравственности, обладателем которой он был. Лучшим примером этого являются его сподвижники, один из которых — ‘Умар (да будет доволен им Аллах).

Однажды, уже будучи халифом, ‘Умар направился в мечеть для проведения пятничной проповеди. По дороге его белоснежная одежда была испачкана несколькими каплями грязи, брызнувшими из стока, проведенного от жилого дома. ‘Умар в гневе выдернул этот сток и отбросил в сторону. Вернувшись обратно домой и переодевшись, он снова поспешил в мечеть. Проведя проповедь, ‘Умар обратился к людям: «О люди! Некоторые из вас создают неудобства окружающим», — и рассказал о случившемся. К нему подошел, склонившись в знак уважения, ‘Аббас и сказал: " ‘Умар! Что ты наделал?! Я своими глазами видел, как этот сток был установлен самим Пророком". После услышанного ноги ‘Умара подкосились. Поднявшись, он воскликнул: " ‘Аббас! Мы сейчас же пойдем к тому месту. Я припаду к земле. И клянусь Аллахом, пока, встав на меня, ты не установишь сток на прежнем месте, я не поднимусь!"

Насколько сильно было стремление сподвижников следованию Сунне! Казалось бы, проступок мал и незначителен, но и он привел к потрясению, которое лишило равновесия сильного мужчину.

Какие же чувства должны переживать мы с вами, когда не то что сток, установленный руками Пророка, выдернут, а сам Священный Коран выброшен из сознания людей? Ведь многие совсем не утруждают себя стремиться к его пониманию. Как мы должны себя чувствовать, когда среди нашего окружения (знакомых, близких, родственников) есть даже такие, кому неизвестно, кто такой пророк Мухаммад, в чем заключалась его миссия, к чему он призывал?

Что же делать? Оживить Сунну? Да! Но это невозможно сделать сию минуту и сразу. Необходима последовательность.

Постарайтесь проанализировать слабые стороны, что присущи вам: может, это лень, несдержанность, грубое отношение к родителям, пренебрежение некоторыми молитвами или слабость перед дурными привычками — сигаретами, спиртным, а может — зина (прелюбодеянием). Выберите хотя бы одно, что разрушает вас как мусульманина, и дайте обет Аллаху, что ради Него вы это оставите.

И сделайте так только для достижения Его довольства.

Пусть данное обещание будет первым шагом к изменению вашей нравственности ради Всевышнего.

Оцените и проверьте, на каком уровне ваша любовь к Аллаху и Пророку. Сколько дней или лет вы сможете сохранять этот обет, не поддаваясь Сатане, который будет подкрадываться и справа, и слева, и спереди, и сзади, нашептывая: «А может, все-таки оставишь данное тобою обещание? Ведь жизнь очень коротка. Нужно ее прожить так, как тебе хочется. Аллах же простит тебя».

Будем молить Всевышнего, чтобы каждый сумел сдержать данное им слово и в День Суда, представ пред Властелином всех правителей, мог сказать: «О Господь мой! Я отказался от греховного и устремлялся вопреки всему к лучшему, высокому, облагораживающему только ради Тебя. Чтобы Ты был мною доволен как истинным рабом Своим». И услышать в ответ: «Я доволен тобою! Войди же в Рай, и ты вечен в нем!»

Не забывайте известное изречение Пророка: «Кто придерживается моей Сунны, в то время как другие отдаляются от заповедей Аллаха, награда его равна тому, чего заслуживают сто человек, отдавших свои жизни на пути распространения Божьего света».

Но замечу, что Сунна выражается не во внешних атрибутах, которые нередко не соответствуют внутреннему миру индивидуума, а в первую очередь в нравственном поведении, примером которого является наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).