Литературный персонаж Насреддина

01.12.2012

На территории мусульманской Средней Азии и Ближнего Востока, в арабской, персидской, турецкой, среднеазиатской и китайской литературе, а также в литературе народов Закавказья и Балкан существует множество популярных анекдотов и коротких историй о Ходже Насреддине. Самое полное их собрание на русском языке содержит 1238 историй.

 

Литературный персонаж Насреддина эклектичен и совмещает в себе синкретический образ мудреца и простака одновременно. Этот явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей внутренне противоречивый образ антигероя, бродяги, вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже философа-циника, тонкого учёного-богослова и суфия высмеивает людские пороки, скупцов, ханжей, лицемеров, судей-взяточников и мулл.

 

Часто оказываясь на грани нарушения общепринятых норм и понятий о приличии, его герой, тем не менее, неизменно находит неординарный выход из положения. Основная черта литературного героя Насреддина - выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Насреддин-эфенди виртуозно владея словом, нейтрализует любое своё поражение. Частые приёмы Ходжи - притворное невежество и логика абсурда. Неотъемлемой частью образа Насреддина стал ослик, который появляется во многих притчах либо как главный герой, либо как спутник Ходжи. Предлагаем вашему вниманию несколько историй из жизни Ходжи Насреддина. Они как всегда полны мудрости и назиданий.

 

 

Возвращение

 

Жена муллы Насреддина была больна и ее прооперировали в больнице. Спустя несколько дней после ее выписки, один из знакомых спросил у Насреддина: – Как твоя жена? Она уже вернулась из больницы? – Нет, она все еще говорит о ней.

 

 

Возраст и мудрость

 

Однажды в чайхане какой-то пожилой человек начал навязчиво давать всевозможные советы Насреддину. – Почему я должен поступать так, как ты мне говоришь? — спросил Насреддин. – Потому что я тебя старше! – вскричал человек, оглаживая бороду. Тогда Насреддин заметил: – Насыщает не время, проведенное в чайхане, а количество съеденного плова!

 

 

Кто прав 

 

Муллу Насреддина на старости лет пригласили быть почётным мировым судьёй. Первым делом, которое ему пришлось разбирать, оказалось дело об ограблении. Насреддин выслушал потерпевшего и сказал: – Да, ты прав. Но ведь он ещё не слышал обвиняемого! Секретарь суда шепнул ему на ухо: – Вы ещё не привыкли к установленному порядку, господин судья. Поймите, так нельзя поступать. Вы теперь должны выслушать другую сторону, прежде чем принять решение. – Хорошо, – кивнул Насреддин. Другой человек, грабитель, рассказал свою историю. Насреддин выслушал и произнёс: – Ты прав. Секретарь растерялся, и снова шепнул Насреддину на ухо: – Что Вы говорите? Оба не могут быть правы! – И ты прав, – ответил Насреддин.

 

 

Какое суждение правильное? 

 

Как-то раз Мулла Насреддин попросил жену: – Принеси немного сыра. Он укрепляет желудок и возбуждает аппетит. – У нас дома нет сыра, – ответила жена. - Вот и хорошо, сыр расстраивает желудок и расслабляет дёсны, – сказал Мулла. Жена с удивлением спросила: – Какое же из этих двух противоположных суждений правильное? – Если в доме есть сыр, то первое, если нет – второе, – ответил Мулла Насреддин.

 

 

Как Насреддин на верёвке крупу сушил 

 

Сосед пришел к Насреддину и попросил одолжить верёвку. – Рад бы дать, да не могу. Она мне сейчас самому нужна, – ответил Насреддин. – Да, зачем? – А я на ней крупу сушу. – Как это? Такого быть не может! – Очень даже может. Сушить крупу на верёвке совсем не трудно, особенно если не хочется эту верёвку одалживать.

 

 

Умение учиться 

 

Для суфиев величайшим абсурдом в жизни является то, как люди стремятся к знаниям, не понимая сути познания. Суфии считают, что человек не может научиться чему-либо до тех пор, пока он не придет в состояние, в котором он способен воспринимать учение и его значение. Чтобы довести это положение до сознания ученика, который хотел знать «истину», Насреддин раз пошёл с ним к колодцу, взяв с собой большой кувшин без дна. Мулла достал из колодца ведро воды и влил его в кувшин.

 

Затем он достал другое ведро и вылил его туда же. Когда он начал выливать третье ведро, ученик не выдержал: – Мулла, вода выливается. Ведь кувшин без дна. Насреддин посмотрел на него негодующе. – Я стараюсь наполнить кувшин. Для того, чтобы увидеть, когда он будет полон, я не отрываю глаз от горлышка кувшина, а не от его дна. Когда я увижу, что вода поднялась до верху, тогда кувшин будет полон. Какое отношение к этому имеет дно кувшина? Когда я заинтересуюсь дном кувшина, тогда я буду смотреть только на него.

 

Вот почему суфии не говорят о глубоких вещах с людьми, которые не приготовились к тому, чтобы развить в себе способность учиться тому, чему может научить только Учитель, и только того, кто достаточно просвещен, чтобы сказать: – Научи меня учиться. Суфийская пословица гласит: «Невежество есть гордость, а гордость – это невежество. Человек, который говорит: меня не нужно учить тому, как учится, – горд и невежественен».

 

В этой истории Насреддин показал идентичность этих двух состояний, которые обычный человек рассматривает как две разные вещи. В соответствии с техникой, известной как «посрамление», Насреддин играл роль невежественного человека в своей шараде с кувшином. Это известная часть суфийской техники. Его ученик обдумал этот урок, связав его с другими абсурдными действиями Муллы. Неделю спустя он пришёл к Насреддину и сказал: – Научи меня учиться.

 

Муслим Сафаров