«Для каждой общины определили Мы священный обряд, чтобы они поминали имя Аллаhа (с.т.) над животными, дарованными им в удел, принося их в жертву. Аллаh (с.т.) — Единый Бог. Так будьте покорны Ему, а Ты (Мугьаммад (с.т.а.в.) обрадуй смиренных,- тех, у которых трепещут сердца от благоговения, когда поминается имя Аллаhа (с.т.), и терпеливых к тому, что их постигает, и совершающих намаз, и которые расходуют из того, что Мы им даровали». («Хадж», 54–5).
После бросания камушек в праздничный день желательно в первую очередь совершить жертвоприношение, затем сбрить волосы, затем совершить таввафул ифаза (обязательный тавваф).
В хадисе, рассказывающем о достоинстве жертвоприношения, сказано: «Самое любимое Всевышнему в день жертвоприношения деяние — это жертвоприношение». В Судный День наше жертвенное животное придет со своими рогами, копытами и волосами. И кровь той жертвы, прежде, чем дойти до земли, доходит до Аллаhа (с.т.) (т. е. поднимается на высокий уровень). Принося жертву, вы радуйтесь и режьте лучшее» (Ибну Мажах, Тирмизи).
В другом хадисе сказано, что по числу волос той жертвы запишут вознаграждение (Ахмад, Ибну Мажах).
Повеление резать Кьурбан, давать закят и совершать праздничные намазы было ниспослано на втором году Хиджры. Это подтверждается Кораном и Сунной.
КОМУ СЛЕДУЕТ СОВЕРШАТЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
Людям, которые соответствуют следующим условиям, совершение Кьурбана — суннатуль муаккада, т. е. суннат с большим сувабом. Если человек — Мусульманин, достиг совершеннолетия, находится в здравом уме, свободен (не раб), имеет необходимые средства и не находится на тот момент в путешествии. Для Пророка (с.т.а.в.) Кьурбан становится ваджибом, а для нас ваджиб становится Кьурбан, если мы сделали «назр», т. е. если мы заключили с Аллаhом (с.т.) какой-нибудь договор, к примеру; «если мой сын вернется с армии», или «если мой ребенок выздоровеет» и т. д.
УСЛОВИЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
1. Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца — годовалая и которой пошел второй год; буйвол, корова (бык) или коза — двухгодовалые и которым пошел третий год; верблюд — пятигодовалый, и которому пошел шестой год.
Суннат для тех, кто режет Кьурбан, чтобы он не стриг свои волосы и ногти в первые десять дней месяца Зуль Хиджа, пока он не сделает Кьурбан. Все эти люди должны иметь намерение совершить жертвоприношение. Если один из них будет резать животное с намерением получить мясо, Кьурбан всех участников не будет принят. Мясо жертвенного животного при разделе должно быть обязательно взвешено на весах, чтобы каждому участнику досталось одинаковое его количество. Если жертвоприношение является исполнением сунната, жертвующему и его семье разрешается съесть все мясо с условием, что небольшое его количество он отдаст. Если семья немногочисленная и не нуждающаяся, предпочтительнее съесть лишь немного мяса, для бараката, оставшуюся часть раздать, лучше всего в сыром виде, чтобы удостоиться бараката Создателя. Жертвующий также имеет право разделить мясо на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью — Мусульманин может оставить себе. То, что отдается богатым в качестве подарка, нельзя продавать. Бедные, получившие мясо как садакьа, могут распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе продавать. Тот, кто принес жертву, имеет право подарить шкуру животного или воспользоваться ею сам. Нельзя продать шкуру или считать ее платой тому, кто зарезал животное. Если жертвоприношение было обязательным (по обету), ни жертвующему, ни членам его семьи нельзя употреблять это мясо в пищу. Если же кто-либо из них съест часть мяса, то он должен возместить его цену. Все мясо животного должно быть роздано.
2. Животное для Кьурбана отбирается заранее, за ним осуществляют специальный уход. У жертвенного животного не должно быть серьезных изъянов.
Недостатки, из-за которых нельзя приносить животное в жертву:
1. слепота на один или на оба глаза
2. один или оба рога сломаны до основания
3. если ухо порвано или разорвано, или есть дырка резать допускается
4. хромота
5. врожденное отсутствие уха или хвоста
6. болезнь
7. слабое, немощное животное приносить в жертву запрещено
8. повреждение сосков (если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола два, то их резать нельзя)
9. отсутствие зубов Желательно, чтобы животное было упитанным, худое также нельзя приносить в жертву.
3. Необходимо соблюдать сроки Кьурбана. Пророк (с.т.а.в.) сказал: «Все дни ташрика — время для жертвоприношения» (Ахмад бин Ханбал, 4, 82). Жертвоприношение (Кьурбан) в день праздника Ид аль-Адха, а также в последующие три дня ташрика является ваджибом (приближенным к обязательному) по мазхабу Имама Абу Ханифы и сунной (желательным), согласно шафиитской богословско-правовой школе. Праздник жертвоприношения Ид аль-Адха приходится на десятый день лунного месяца Зуль Хиджа и совпадает с окончанием хаджа. Последующие за Ид аль-Адха три дня (то есть 11, 12 и 13 числа) называются днями «ташрика». Жертвоприношение в дни праздника является высоко награждаемым благодеянием, на которое особое внимание обращал наш Пророк (с.т.а.в.). В Коране сказано: «Совершай молитву и приноси в жертву животное ради Аллаhа (с.т.)" («Аль-Каусар, 2»). После вечернего намаза третьего дня праздника резать Кьурбан нельзя.
4. Необходимо иметь и произносить перед жертвоприношением соответствующее намерение (нийат). Мужчинам за себя предпочтительнее принести жертву собственными руками. Тем не менее, можно поручить это сделать и другому человеку (вакиль). При этом нийат произносит тот, за кого совершается Кьурбан, но также намерение может выразить и вакиль (представитель), который выполняет Кьурбан.
5. Нужно хорошо относиться к животным, предназначенным для Кьурбана. Нож должен быть острым, чтобы избежать мучений жертвы. С первыми брызгами крови жертвенного животного прощаются все предыдущие грехи человека, выполняющего Кьурбан. Животное должно лежать на левом боку головой в сторону Мекки. Также следует избегать того, чтобы животные видели нож или забивать их на глазах у других.
6. Человек, приносящий в жертву должен быть последователем Ислама.
7. Жертвоприношение совершается следующим образом. Сначала произносят: «Бисмиллаhи ррахьмани ррахьим. Аллаhумма салли ала Мухьаммадин ва ала али Мухьаммад». Затем читают три раза следующий такбир: «Аллаhу акбар. Аллаhу акбар. Аллаhу акбар. Ла илаhа илла ллаhу ва ллаhу акбар. Аллаhу акбар ва лиллаhил гьамд».
На третий раз до «…Ла илаhа илла ллаhу ва ллаhу акбар…» добавляют: «Аллаhу акбар кабиран, валхьамду лиллаhи касиран, ва субхьана ллаhи букратан ва асила».
Затем, аккуратно положив животное на левый бок, повернувшись в сторону Киблы (Мекки) и перевязав его ноги, читают дуа (мольбу): «Аллаhумма hаза минка ва илайка фатакьабал минни» («О Аллаh (с.т.), это от Тебя и для Тебя, прими от меня») и добавляют: «Бисмиллаhи Аллаhу акбар. Аллаhумма салли ала Мухьаммадин ва ала али Мухьаммадин васаллим», и при этом одновременно режут трахею, оставляя ее в стороне головы, пищевод и обе сонные артерии.
Пока животное не умерло нежелательно отделять голову и шкуру от тела. Также следует уточнить, что, согласно ханифитскому мазхабу, если во время Кьурбана человек сознательно не сказал «Бисмилляh», то мясо этого животного есть нельзя.
8. Нельзя есть следующие части жертвенного (и любого другого) животного: 1. кровь, вышедшую из туши животного 2. мочевой пузырь 3. половые органы 4. желчный пузырь 5. семенники самца
Начиная с захода солнца накануне дня Ид аль-Адха и до праздничного намаза Мусульмане громко читают такбир. Кроме того, такбир читается и после каждого намаза, до начала азкаров (молитв, читаемых после намаза), начиная со дня Арафа и заканчивая предзакатным намазом последнего дня ташрика, то есть 13-го числа. Ночь с 9-го на 10-е Зуль Хиджа желательно оживить служением Аллаhу (с.т.), т. е. провести в бдении и поклонении.
После полуночи желательно совершить полное омовение по случаю праздника, постричь волосы и ногти, то есть заняться личной гигиеной.
В день Кьурбан-байрама также совершается праздничный намаз, режут жертвенных животных, раздают садакьа нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга с праздником, выражают радость и веселье по случаю праздника.
Традиция жертвоприношения ради Единого Создателя уходит своими корнями в далекое прошлое. Многие поколения верующих в поклонении Всевышнему исполняли эту священную заповедь. А начало многовековой традиции было положено благословенным Ибраhимом (а.с.) (в Библейской традиции — Авраам), великим Пророком и Посланником Всевышнего Аллаhа (с.т.). Священный Коран повествует об истории, произошедшей с пророком Ибраhимом (а.с.) (Сура 6 «Аль- Ан’ам», аят 76), из которой мы узнаем о его остром уме, его стойкости и храбрости в противостоянии язычникам, о независимости и непоколебимости его чистых от любых проявлений неверия убеждений. Пророк время от времени навещал свою семью в Мекке. В одно из таких посещений Аллаh (с.т.) подверг его испытанию. Долгое время Всевышний не давал ему возможности познать радость отцовства, и только в преклонном возрасте Пророк был наделен сыном. Ибраhим (а.с.) назвал сына Исмаилом (а.с.). Естественно, ребенок, родившийся после стольких лет ожидания, занял большое место в сердце родителя. И тогда, желая испытать искренность и покорность своего любимого Пророка, Создатель повелевает ему принести в жертву своего единственного сына. Ибраhиму (а.с.) приснился сон, согласно которому он, как сказано в Коране, должен был принести в жертву своего сына Исмаила (а.с.). Сон повторялся трижды, и не было сомнений в том, что это Божественный приказ. Ибраhим (а.с.), исполняя Волю Создателя, повелел Хаджар (р.а.) искупать сына и умастить благоуханными маслами. Сыну же он поручил взять с собой веревку и нож. Разговор отца и сына, являющийся примером абсолютной покорности своему Господу и образцом для верующих на все времена, засвидетельствован словами Всевышнего в Коране: «Отец сказал: «Мой сын, я вижу сон, что жертвенным убоем тебя я Богу приношу. Что думаешь об этом ты?». И сын сказал: «О, мой отец! Ты делай то, что велено тебе. И ты найдешь, что я коли угодно Богу, найду в себе смирение и твердость».
После этого они направились к горе Мина. В это время шайтан в облике человека явился к благочестивой Хаджар (р.а.) и начал ее устрашать: «Ты знаешь, что твой муж хочет принести в жертву Богу твоего сына?» «Он очень любит сына», безропотно отвечала ему Хаджар (р.а.). Шайтан не унимался: «Нет, он его ведет резать». «Ибраhим (а.с.) ничего не станет делать по своему усмотрению. Если Всевышний Аллаh (с.т.) повелел, значит, в этом есть благо»,- говорила преданная Хаджар (р.а.). Шайтан не смог завладеть сердцем женщины, переполненным любви к Всевышнему Аллаhу (с.т.). Тогда шайтан предстал перед ее сыном. Исмаил (а.с.) ответил ему так: «Если принести меня в жертву Его Решение, то мы должны исполнить это в соответствии с Верой нашей, в этом, несомненно, есть благо для нас». Шайтан направился к Ибраhиму (а.с.), который сказал ему: «Ты шайтан, уходи прочь», — поднял с земли камни и забросал его ими. Решимость Исмаила (а.с.) покориться Воле Аллаhа (с.т.) была настолько сильна, что он попросил отца незамедлительно выполнить все, что надлежит, и положить его на жертвенник вниз, дабы не вызвать у Ибраhима (а.с.) чувства жалости.
Ибраhим (а.с.), покорный воле Аллаhа (с.т.), поверг своего сына на землю и поднес нож. Но Всевышнему не нужна была кровь Исмаила (а.с.), и был явлен ангел, возвестивший о том, что Ибраhим (а.с.) выдержал испытание Господне, и сын его выкуплен за райского агнца. Вот как это описано в Коране: «Когда покорились они оба (Воле Всевышнего), и (отец) поверг его лицом вниз и занес нож, Воззвали Мы к нему: „О Ибраhим (а.с.)! Исполнил ты веленное Мной тебе во сне“. Воистину, так воздаем Мы тем, кто добро творит. Воистину, это есть испытание от Нас явное. И заменили Мы ему (жертву сына) жертвой несравненной (закланием агнца). Велели мы поколениям последующим (взывать в память об Ибраhиме (а.с.)): „Да будет мир над Ибраhимом (а.с.)!“. Так воздаем мы тем, кто добро творит. Воистину, он — из числа преданных рабов Наших». («Саффат»,103–111).
Ангел Жабраил (а.с.) возложил на жертвенник агнца из Рая, произнося такбир: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар». Пророк Ибраhим (а.с.) ответил ему: «Ла илаhа иллаллаhу валлаhу акбар». Исмаил (а.с.) продолжил: «Аллаhу акбар ва лиллаhиль-хьамд». Так завершилось оформление такбира «ташрик», который произносят все Мусульмане, начиная с утреннего намаза в день Арафата и до послеполуденного намаза на четвертый день праздника.
Отец и сын вернулись домой преисполненные благодарности Всевышнему Аллаhу (с.т.). Так благополучно завершился очередной великий экзамен человека, избранного Всевышним Аллаhом (с.т.) и удостоенного имени — Халилуллаh — «Друг Аллаhа (с.т.)». Ибраhим (а.с.) принес агнца на заклание, что и легло в основу традиции верующих совершать жертвоприношение, отмечая это великое событие в истории человечества. Жертвоприношение является символом искренности и преданности Богу, проявленных Пророком и его сыном. С тех пор, отдавая дань подвигу Пророка Ибраhима (а.с.), явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаhу (с.т.), в качестве обряда поклонения Господу Мусульмане совершают заклание жертвенного животного. И когда совершается обряд заклания Кьурбана (жертвы), сердце верующего изливает величайшую присягу — быть покорным Единому Творцу; и в том сосредоточении души оно испытает сопряженную с глубоким страданием радость, рожденную в преодолении устремлений бренной жизни ради высшей покорности Всемогущему. Мусульмане в этот день воздают хвалу Создателю, сохранившему жизнь Исмаилу (а.с.): к нему восходит родословная лучшего из сынов Адама (а.с.) последнего Посланника Всевышнего Аллаhа (с.т.) — Мугьаммада (с.т.а.в.).
Всевышний Аллаh (с.т.) говорит в Коране: «Не нужны Аллаhу (с.т.) ни мясо, ни кровь их (т. е. животных жертвенных), важна Ему лишь набожность ваша. Посему дал Он вам власть над животными жертвенными, чтобы славили вы Аллаhа (с.т.) за то, что наставил Он вас на путь прямой. Так обрадуй же вестью благой тех, кто добро творит». («Хадж», 57).