Родился предположительно в 1829 году в селе Мелча-Хи (по другим данным - около 1830 года в равнинном селении Истси-сув), на территории нынешней Чечни. Отца звали Киши, мать - Хеди. Семья вскоре переселилась в горный аул Илсхан-юрт, где и прошло детство Кунты. Он рос тихим ребенком, любил уединение, получил духовное образование. Обучался арабскому языку, мог читать и писать. Исполнять обряд зикр он начал еще с юношества. Он как-то явился к Шамилю, и имам, созвав Совет алимов, устроил ему экзамен. Кунта-хаджи выдержал экзамен на знание Корана и Сунны, и Шамиль оставил его в покое.
В юности Кишиев стал последователем известного в Чечне суфия (религиозного проповедника) Гази-шейха Зандакского. В 18 лет ушел в хадж (паломничество) в Мекку, во время которого вступил в суфийский орден (тарикат) Кадирийя. Вернувшись в Чечню через два года, Кишиев начал проповедовать идеи, глубоко отличные от идей имама Шамиля. Прежде всего, Хаджи осуждал войну и вообще насилие. Это было на исходе жестокой, шестидесятилетней войны с Россией, в результате которой погибла почти половина населения Чечни. Вместо "газавата" (религиозно-освободительной войны) Хаджи проповедовал идею духовной независимости: "Из-за систематических войн мы катастрофически уменьшаемся. Царская власть уже прочно укрепилась в нашем крае. Я не верю, что из Турции к нам придет помощь, что турецкий султан желает нашей свободы и нашего спасения. Это неправда, так как сам султан является таким же деспотом, как и русский царь. Верьте мне, я все это видел своими глазами, как видел прикрывающихся шариатом деспотов в арабских странах. Дальнейшая война не угодна Богу...".
Солнечные горы Эртана, возвышающиеся над всем Нохч-Мохком, тоже стали святыми с тех пор, как устами великого Кунта-Хаджи стали возвещать утомлённому, доведённому до отчаяния царизмом чеченскому народу мир, покой, согласие, единение в добре и вере.
Кунта-Хаджи воистину пришёл в наиболее драматический час в судьбе своего народа и действительно спас его дух не только от существовавших, но и от ожидавших его позже, невероятных бедах.
Кунта-хаджи отрицал любую войну, говорил, что нельзя отвечать злом на зло, просил прощать своих врагов — идя тем самым против глубинных установок горского и исламского сознания. При этом он обращался к отдельному человеку — а не семье, роду или тейпу. Он говорил, что спасение человека только в духовном росте. Для мира, где царили коллективная ответственность и уважение к силе, это было ценностной революцией.
Вскоре молодой аскет стал очень известен. Его глубокая набожность, искренность, желание облегчить людские страдания и способность отдаваться этому всем существом привлекали много людей. У него появились мюриды, группа верных последователей.
Имаму Шамилю не понравились призывы Кишиева. Он снова отправляется в паломничество. В итоге Кунта-хаджи стал опытным знатоком суфийского тариката Кадирийа, и его учение приобрело логическую завершенность. Вернувшись из хаджа около 1861 года, Кишиев снова стал очень популярным, численность его учеников достигла 6 тысяч человек. К этому моменту имам Шамиль уже сдался в плен, но война продолжалась с прежней жестокостью.
В 1861-1864 годах тарикат Кунта-хаджи Кишиева становится крупнейшим в Чечне. По некоторым данным, к нему примкнуло до 60 процентов чеченцев. Тарикат был четко структурирован: в крупные села были назначены вакилы (поверенные) Кунта-хаджи, им подчинялись тамады (старшие), а последним - туркхи (глашатаи), руководившие отдельными группами рядовых мюридов.
Царские власти были обеспокоены ростом влияния Кунта-хаджи в народе и усилением нового учения на Северном Кавказе. 3 января 1864 года по доносу мулл и личному распоряжению великого князя Михаила Романова Кунта-хаджи вместе со своим братом Мовсаром и ближайшими мюридами был арестован и отправлен сначала во Владикавказ, потом - в Новочеркасск, а затем - на вечную ссылку в город Устюжна Новгородской губернии.
Это привело к возмущению его многочисленных сторонников. 18 февраля 1864 года три тысячи последователей Кунта-хаджи, прибывшие из разных аулов Чечни, обратились к властям с просьбой освободить своего устаза (учителя) из-под ареста, но власти проигнорировали просьбу мирных сторонников кадийрийского тариката. Против мюридов были выставлены отборные войска, имевшие большой опыт ведения боевых действий против горцев. Это противостояние завершилось тем, что спровоцированные мюриды, побросав огнестрельное оружие, имея только кинжалы и исполняя зикр, двинулись на войска. Они были встречены артиллерийским и ружейным огнем. В этой бойне погибло около четырехсот человек. Мюриды были рассеяны, они разошлись по аулам, их стали преследовать, учение это решительно пресекалось, исполнителей зикра арестовывали и ссылали в отдаленные российские губернии. На каторжные работы в Сибирь было сослано и руководителей мюридов.
Кунта-хаджи провел в ссылке более двух лет, и по данным царских документов умер 19 мая 1867 года. Однако последователи Кунта-хаджи не признают факт смерти его, считая, что Кишиев скрылся и явится вновь, тем самым, признавая его Махди (последним мессией, преемником пророка Мухаммада). Эта мессианская идея до сих пор существует среди последователей Кунта-хаджи. Последователи Кунта-хаджи Кишиева до сих пор говорят, что шейх должен вернуться и принести в Чечню мир и спокойствие. Кунта-хаджи считается одним из 356 мусульманских святых (авлия), постоянно живущих на земле и спасающих человечество по воле Всевышнего. Многие жители Чечни считают, что Кунта-хаджи до сих пор ходит по республике и является людям в трудную минуту. Некоторые утверждают даже, что его много раз видели во время бомбежек и артобстрелов населенных пунктов в первую и вторую военную кампании.
Величайшая гуманистическая деятельность шейха Кунта-Хаджи искажалась, подвергалась клеветническим измышлениям властями в советскую эпоху. Но ещё более трагично то обстоятельство, что учение святого шейха не было осознано народом накануне новой страшной национальной беды - войны в Чечне 1994-96 гг. - Братство, именующее себя Кунта-Хаджинцами, зикр, были использованы местными политиками не в реализации их главной миссии - миротворческой, гуманистической, а для обслуживания собственных политических позиций, своего не всегда оправданного радикализма.
В свете последних событий на Кавказе и во всём исламском мире, подогреваемых и запутываемых многоликими слугами дьявола, учение Кунта-Хаджи Кишиева обретает особую актуальность.
Наиболее серьёзный труд о жизни и деятельности Кунта-Хаджи - книга философа Вахита Акаева "Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение" - вышел в г. Грозном в 1994 году. В ней автор, в частности, пишет:
"Утвердившийся в Дагестане, Чечне и Ингушетии ислам имеет свою специфику, сложившуюся под воздействием суфизма. Суфийский тарикат накшбендийа способствовал распространению и укреплению ислама на Северном Кавказе. Он усилился в Дагестане в XIX веке, когда многие представители официального ислама перестали соблюдать нормы Корана и шариата, стали попирать права бедных в угоду местной эксплуататорской верхушки и царских чиновников. Надо сказать, что этот тарикат дал толчок объявлению газавата, священной войны имамом Гази-Мухаммадом горской социальной верхушке и экспансионистской политике царизма на Северном Кавказе.
Кадирийский тарикат, известный на Северном Кавказе под названием зикризм, будучи социальным движением и формой религиозной мысли, возник в конце Кавказской войны и на начальном этапе разительно отличался от учения газавата по своей идеологической направленности. Основатель зикризма шейх Кунта-Хаджи, чеченец из аула Илсхан-Юрт, появился на политической арене Чечни, когда уставший от непрерывной войны с царизмом народ, нуждался в мирной передышке. Проповеди Кунта-Хаджи о мире, братстве, поддержке обездоленных, сирот соответствовали общему настроению, душевному состоянию народа, доведённого до грани физического уничтожения. Главными в его проповедях были идеи - непротивления злу насилием, отказа от военных действий против царизма, значительно превосходившего горцев по своей военной мощи, а также призывы к смирению. Кунта-Хаджи прекрасно понимал, что непримиримое сопротивление царской власти может привести чеченцев к полному уничтожению. Именно это обстоятельство вынуждало его обратиться к идеям прекращения кровопролития горцами и перехода к мирному укладу жизни. Идеология зикризма противоречила идеологии газавата, требующей продолжения борьбы с противником до победного конца. Шамиль же преследовал Кунта-Хаджи из-за его антигазаватских идей".
Исторический спор имама Шамиля с эвлия Кунта-Хаджи завершился, как известно, тем, что вековое сопротивление горцев Северного Кавказа с несоизмеримо сильным и жестоким завоевателем было сломлено. Шамиль, стал почётным гостем российского царя, а конец жизни провёл в священной для мусульман Мекке. Кунта-Хаджи, всю жизнь проповедовавший смирение, мир, доброту и справедливость, был арестован сведома царя Александра II зимой 1864 года и в тюрьмах Новочеркасска и Устюжино сполна испытал судьбу заурядного уголовника. Святой Кунта-Хаджи был замучен одиночеством, голодом и холодом. Письма шейха, которые так и не дошли до семьи и родственников, свидетельствуют о тяжких испытаниях, которые он переносил смиренно и с достоинством.
Вахид Акаев в названной работе справедливо пишет:
"...Будучи выходцем из беднейшей части чеченцев, на земле, завоёванной Российской империей, он пытался установить духовное братство, социальное равенство, добивался выполнения этой программы всем своим существом, высоконравственными поступками, силой слова, духа. Успех в борьбе с социальным злом он видел не в применении силы, а в нравственном самоочищении, возвышении, взаимной поддержке горцев, вечном поиске Бога. Строгий аскетический образ жизни, глубокая набожность, желание облегчить людские страдания, привлекали на сторону шейха наиболее пострадавших в войне чеченцев. Отношение к Кунта-Хаджи царских вельмож и самого императора было совершенно иным, нежели к Шамилю... ...В отличие от него Кунта-Хаджи - не воин и он не совершал военных подвигов. Он миротворец, святой. Его подвиги лежат в сфере духовной. Он признаёт одну единственную власть - власть Бога. Поэтому к Кунта-Хаджи не могло быть снисхождения со стороны сильных мира сего.
Для царизма люди с мировоззрением Кунта-Хаджи были куда более опасны, чем Шамиль. Для царских властей Кунта-Хаджи - фанатик, преступник, смутьян, подбивающий людей служить не господам, а Богу. Поэтому в официальных царских документах он зачисляется "в политические преступники", "фанатики", ибо искал праведное общество, призывая жить по справедливости, по законам совести, мучался до самоистязания, переживая за людские пороки. И в самой России подобные Кунта-Хаджи "фанатики" всегда подвергались гонениям. Кто знает, быть может русский император, подписывая рескрипт об аресте Кунта-Хаджи, упреждал возможность распространения и проникновения его "крамольных" идей в массы мусульманского населения России.
С течением времени мир не становится, к сожалению, более справедливым, менее коварным и злым. Не сокращается количество войн. Каждая развитая страна пытается завладеть наиболее совершенным оружием, применение которого поставит человечество на грань полного самоистребления. Веру в добро, справедливость, веру в милость Всевышнего Творца, сотворившего людей разными по национальности, но едиными в своих возможностях познать истинность своего предназначения.
Позднее из последователей Кунта-хаджи выделились несколько шейхов - Бамматгирей-хаджи из села Автуры (Шалинский район), шейх Чиммирзы из села Майрттуп (Курчалойский район), шейх Дени Арсанова (Надтеречный район) и шейх Батал-хаджи из ингушского селения Сурхахи. К тарикату Кунта-хаджи Кишиева принадлежит и президент Чечни Рамзан Кадыров и многие из его близкого окружения.
Могила матери Кунта-хаджи Кишиева, в селе Гуни, является главной чеченской святыней и местом паломничества. В Чечне Кунта-хаджи Кишиева считают одним из тех, чьи идеи перенял даже Лев Толстой.
В августе 2009 года в Чечне был открыт Российский исламский университет имени Кунта-хаджи Кишиева. В том же месяце в турецком селе Мерджин была обнаружена могила (зиярат) старшего брата Кунта-хаджи - Мовсара. Зиярат Мовсара-хаджи Кишиева является местом паломничества жителей близлежащих турецких провинций, - этнических чеченцев, предки которых эмигрировали в Турцию еще в XIX веке.
В январе 2010 года президент Чеченской республики Рамзан Кадыров подписал указ, согласно которому 3 января объявлено Днем почитания Кунта-хаджи Кишиева.
5 октября 2010 года в селе Курчалой была открыта новая мечеть, которой присвоено имя шейха Кунта-хаджи Кишиева.
О характере, о духе учения шейха Кунта-Хаджи лучше всего расскажут его проповеди и наставления, которые мы собрали из свидетельств мюридов Кунта-Хаджинского братства:
1. Хотите любить Всевышнего Аллаха - любите справедливость. Желайте своему брату того же, что желаете себе. Не старайтесь быть богаче, выше, сильнее других. Делитесь с бедными всем, чем одарит вас Всевышний. Остерегайтесь, что кто-то вам будет завидовать в богатстве. Пусть вам завидуют в учёности, справедливости и щедрости. Молитесь Аллаху, чтобы к вам не пристало ничего добытое чужим трудом, чужим потом. Такое - непреодолимая преграда на пути к тарикату.
2. Ваше оружие - чётки, не ружьё, не кинжал. Против этого оружия бессильны тираны, ибо никто из тиранов не сильнее Всевышнего Творца. Погибать в схватке с врагом намного сильнее себя подобно самоубийству. Самоубийство - самый тяжкий грех из всех земных грехов. Подобная смерть - неверие в силу и милость Всевышнего Аллаха, сотворяющего тиранов не во вред, но во имя очищения нравственности людей. Для тех, кто в тарикате, тираны - пустые истуканы, которые будут падать и разбиваться, словно глиняные горшки.
3. Злого победи добротой и любовью. Жадного победи щедростью. Вероломного победи искренностью. Неверного победи верой. Будь милосердным, скромным, готовым жертвовать собой. Ты в ответе за многих, если дух твой укреплён исламом, если вся твоя жизнь - это путь ко Всевышнему - тарикат.
4. Война - дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришёл отнять у вас веру и честь. Ваша сила - ум, терпение, справедливость. Враг не устоит перед этой силой и рано или поздно признает своё поражение. Никто не в состоянии осилить вас и вашу правду, если вы не свернёте с пути своей веры - тариката.
5. Не оставляйте никого из братьев своих в голоде, холоде, нищете и в униженном состоянии. Пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветствует, говорил, что самый ценный подарок Всевышнему - это часть немногого, что у вас есть, отданная нуждающемуся. Наш брат в тарикате не может быть спокойным, видя, что его брата что-то беспокоит. Вы должны твёрдо знать, что не останетесь один со своей бедой. Только свободные, спокойные, уверенные души способны воспринимать всё величие тариката и жить в нём до конца земной жизни.
6. Мусульмане! Любите друг друга, поддерживайте друг друга, будьте понастоящему братьями друг другу. Только любя веру в душах каждого из нас, вы любите веру подлинную, а не мифическую. Никто и ничто: ни холодное звёздное небо, ни животные, не наделённые разумом, не способны воспринять и осмыслить святое чувство веры, кроме людей, таких, как и вы. Ищите Всевышнего в себе. Лишь когда вы найдёте Его в своих душах, Он отзовётся в вас и благословит ваш тарикат.
7. Всевышнему угодно, чтобы мюрид проводил своё время в добрых делах, таких, как ремонт дорог и мостов, очищение и обустройство родников, выращивание деревьев вдоль дорог, строительство мечетей. Мюрид обязан навещать больных, прикованных к постели. Должен интересоваться, в чём нуждаются старики, сироты, все хилые и немощные, оказывать им посильную помощь. Мирить поссорившихся супругов, возвращать мать к своим детям, восстанавливать семьи - это тоже весьма богоугодные дела, которые обязан делать мюрид.
8. Не отвечайте злом на зло, ибо это порождает ещё большее зло. Любое зло противно Всевышнему Аллаху. Карать злодеев, миловать добродетелей - воля Всевышнего. Вы победите злодеев и насильников отторжением их от себя, совершенствуя свои души и свой тарикат. Чем яснее, крепче и справедливее ваш путь, тем труднее станет злодеям и насильникам. Они не смогут выдержать силы вашей правды, чувствуя, что Всевышний на вашей стороне. Они не выдержат противостояния Всевышнему и вашему тарикату. Время работает на вас, ибо оно работает на справедливость.
9. Мюриды не из тех, кто ищет для себя рая на земле. Но для мюридов было бы счастьем сделать на земле рай для других. Поэтому мюриды, идущие по тарикату, должны беречь, украшать, лелеять эту землю и всё, что вокруг них. Мюрид должен оставить после себя добрый, яркий след, как пример для всех людей. Сгорая любовью ко Всевышнему Аллаху и ко всем людям, мюрид тариката должен показать истинное предназначение человека на земле.
10. Проводите больше времени в молитвах. Всевышний не оставляет молящихся без внимания. Молитвы очищают наши души, взращивают в них добрые всходы, подобно летним дождям, оживляющим степи. Молитвы - мост, соединяющий наши души с нашим Всевышним Создателем. Чем чаще мы с Ним соприкасаемся, тем твёрже наши надежды, тем верней наш тарикат.
11. Будьте милосердны к сиротам, больным, бедным, немощным. Всевышний Аллах сделал вас более здоровыми, богатыми, сильными. Проявите и вы великодушие. Аллах оценит это выше поста или намаза. Помните сунну пророка Мухаммада, да благословит Его Аллах и приветствует, где сказано, что пост и намаз приводят к дверям рая, но открывает эти двери перед вами ваша щедрость и милосердие. Щедрость и милосердие даже незрячего и заблудшего за руки поведут по пути тариката.
12. Не носите с собой оружия. Держитесь подальше от него. Оружие напоминаевам о насилии и уводит в сторону от тариката. Сила оружия - ничто по сравнению с силой души человека, верно идущего по тарикату. Всякое оружие - признак неуверенности в том, что Всевышний Аллах придёт на помощь в нужный час. Кроме того, Иблис постоянно вытягивает вашу руку к рукоятке кинжала или ружья. Вы становитесь жертвой Иблиса.
13. Будьте трудолюбивы. Не бойтесь самой тяжёлой работы. Тот, кто не живёт своим трудом, живёт трудом других. Это грешно, ибо это то же самое, что кража. Умейте ценить, относиться с великим уважением к каждой крошке хлеба. Ведь эта крошка может насытить и птицу и муравья. Вы спасёте душу, созданную Всевышним, и никто кроме Него не в состоянии создать даже самое маленькое живое существо. Любите мир, созданный Великим Творцом, и всемерно берегите, украшайте его.
14. Воздерживайтесь от излишеств, ибо излишества, в отличие от необходимого, не знают границ. Стыдно и грешно хотеть того, чего нет у других, желать выделяться от других роскошью, яркостью нарядов или размерами жилища. Стыдно и грешно иметь много скота и не делиться с теми, кто голодает. Стыдно и грешно менять каждый день одежды и проходить с высокомерием мимо тех, кто уже давно ходит в рваных одеждах. Стыдно и грешно стоять рядом с босоногим в дорогой и красивой обуви. Стыдно и грешно пытаться выделяться от других высокой дорогой шапкой. Лишняя еда, лишний сон, лишние одежды, лишние жилища не приближают, а отдаляют нас от Всевышнего Аллаха. Каждый мусульманин красив умеренностью и скромностью. Умеренность и скромность - лючи, открывающие калитку к тарикату.
15. Не стремитесь к земным почестям. Земные почести - иллюзии. Радуйтесь и гордитесь тем, что вы равные среди равных. Если обнаружите, что больше знаете или больше имеете - спешите отдать, ибо то, что вы не отдали - пропало. А то, что вы отдали, станет свидетелем в Судный день.
16. Помните всегда, всюду, где бы ни были и что бы ни делали, об Аллахе. Всё делайте во имя Аллаха и ради Аллаха. В этом главное предназначение человека. Смело и упорно идите дорогой тариката, и она непременно приведёт вас к хакигату - осознанному слиянию со Всевышним. Ибо всё, что не Всевышний Аллах - сон, мираж, миг, испытывающий человека: стал он ближе к Всевышнему или остался на уровне животного.
17. Не злитесь. Не держите зла в срок от молитвы к молитве. Простите обидчика, и ему станет стыдно. Если даже не станет, то Всевышний оценит ваше терпение и очистит вас от грехов. Всякая незаслуженная обида, нанесённая вам, всякая клевета или иная несправедливость возвеличивает вас, если будете переносить это терпеливо, во имя Всевышнего Аллаха. Ничто, совершённое во имя Аллаха, не исчезает бесследно. Всё это - добрые плоды, которые укрепляют силу человека, идущего по тарикату.
18. Наш земной закон - шариат. Шариат - тарикат - хакигат - вот путеводные звёзды для истинного суфия. Они не дадут сбиться с пути, не дадут свернуть на путь заблудших и сомневающихся. Это испытанный путь. По этому пути наш дух укрепит зикр, частое упоминание имени Аллаха, тесное братство в добре и постижении знаний. Просвещение, изучение науки, законов развития земных процессов должно быть обязательным для тех, кто избрал шариат, тарикат, хакигат.
19. Наши обычаи и нравы возникали и совершенствовались тысячелетиями. Поэтому они оказались настолько близкими исламу. Мы должны их свято беречь и не позволять опошлять никому и ни при каких условиях. Отношение к женщине, как к святой, почитание старших, уважение в семье, особое отношение к гостю, коллективная взаимопомощь и общественные работы (белхи), единство в горе и в праздники, умение быть милосердными и уступчивыми - все эти качества объединяют нас и берегут нашу честь. С теми, кто попытается посягнуть на это, нужно воевать до последнего чеченца.
20. Не спорьте с властью, не старайтесь заменять её собой. Всякая власть от Всевышнего. Аллаху виднее, какую власть, где и с какой целью устанавливать. У власти перед Всевышним отдельный отчёт. Не соблазняйтесь кажущейся престижностью власти. Ваш тарикат несравнимо выше, ибо земная власть призвана решать, главным образом, земные дела. Земными соблазнами ещё никто не насытился. Земная жизнь, как солёная вода: чем больше пьёшь её, тем жажда усиливается. Успокойте свои души в тарикате. Покойная душа, устремлённая ко Всевышнему - это вечная радость и счастье.
21. Земная жизнь тленна, недолговечна, обманчива. Устаз выводит своего мюрида по тропе тариката к вечной, истинной жизни. В земной жизни кусок золота и ком земли имеют одинаковую цену. Нельзя жалеть о земных потерях, нельзя возрадоваться мнимым земным обретениям. Единственное богатство, которым нужно дорожить, - это души людей, избравших верную, угодную Всевышнему Аллаху, дорогу.
22. Очистите свои сердца, чтобы в них свободно вошли пророк, устаз, а через них - Всевышний Аллах. Учёность, образованность мало что дают, если не очищены сердца, если сердца не горят любовью ко Всевышнему Творцу. Всевышний непостижим разумом. Его можно чувствовать лишь сердцем.
23. Если мюрид хочет знать, насколько он близок к Аллаху, пророку и устазу, то пусть послушает своё сердце. Если сердце поражено идеями вождизма, и мюрид добивается власти, то пусть знает, что он далёк от Аллаха, пророка и устаза. Если сердце ноет, наполнено состраданием к людям и мюрид лишён неприязни и зависти к тем, кто выше его, то пусть знает, что он близок к Аллаху, пророку и устазу.
24. Остановивший в своём сердце гнев, простивший зло, живущий с именем Аллаха на устах, молящийся за заблудших - на пути тариката.
25. Носите чалму не ради славы и видимости, а как знак любви ко Всевышнему и исламу. Не торопитесь обвязать чалмой голову. Обвяжите ею сперва свои сердца. Святой человек стыдится своей святости. Ничтожные напяливают на себя одежды, отпускают длинные бороды, пытаясь предстать теми, кем они не являются. Это лицемеры, названные в Коране самыми большими грешниками.
26. Ложь безобразна. Безобразны слушающие ложь. Нельзя одобрять не только ложь, но и любые сомнительные дела, если нет уверенности, что они угодны Всевышнему. В душе мусульманина - мюрида, идущего по тарикату, должен гореть свет правды и справедливости, милости и сострадания, стойкости и отваги от осознания собственной значимости, от величия пути, по которому он следует.
27. Поистине богат и счастлив тот мюрид, который умеет довольствоваться малым, самым необходимым в земной жизни, но не знает предела совершенствования души. Будьте рядом с устазом, который будет учить, наставлять, делиться тем, чего постиг. Устаз будет рядом с вами всегда в трудную минуту. Он - посредник между мюридом и Всевышним, чтобы мюриды правильно следовали тарикату.
28. Мюрид должен уважать старшего по возрасту, ибо он многое видел, многое пережил, многое знает. Мюрид должен уважать младшего по возрасту, ибо он, возможно, не успел ещё много согрешить. Мюрид должен уважать каждого человека, быть учтивым со всеми, ибо только таким образом его душа будет оставаться спокойной и не позволит мюриду отвлекаться от тариката.
29. Не делите людей на князей и рабов, на местных и пришлых, ибо сказано в Коране, что все мусульмане равны. Не делил мусульман на достойных и недостойных пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветствует. Все мусульмане - братья. Уважайте всех устазов, все учения в исламе, не враждуя и не пренебрегая мнением каждого. К истине ведут много дорог, лишь бы в главном эти дороги сходились. Идущий по тарикату идёт с миром, с примирением, с поиском правды и согласия в земной жизни.
30. Любите животных, которые рядом с нами и вокруг нас горячей любовью. Заботьтесь о них правильно и своевременно. Ведь у коровы, овцы, лошади, собаки или кошки нет языка, чтобы общаться с нами, говорить снами о своих потребностях. Мы сами должны о них знать и помнить. Не спешите стать на намаз, оставив не напоенную или не накормленную скотину. Наши души должны быть совершенно чистыми и спокойными, когда мы в намазе предстаём перед Всевышним Творцом.
31. Отношение к животным должно быть более внимательным, чем к человеку, ибо оно не ведает того, что творит. Забравшуюся в огород скотину нельзя бить, проклинать. Её нужно осторожно выгнать, ибо зашла она туда по халатности человека. Мучить, издеваться над животными - тяжкий грех. Грешно убивать безвинных птиц, насекомых, всё живое. Всё живое, не причиняющее вреда человеку, должно быть защищено мюридами.
32. Вся растительность тоже живая и тоже имеет душу. Надо прятать топор, когда входишь в лес, и рубить только то дерево или жердь, за которыми пришёл. Надо бережно относиться к каждому дереву, к каждому кустику, к каждой травинке. Надо любить их и относиться к ним, как к хорошим друзьям. Страшный грех - рубить плодовое дерево, дерево у реки, дерево у дороги, дающее путнику тень в жаркий день. Мюридам надо сажать повсюду деревья, ухаживать за ними, пока они не вырастут.
33. Вода - самое святое из всего, что создано Всевышним, ибо вода, сказано в Коране, не перестаёт прославлять Всевышнего Творца даже тогда, когда всё живое и неживое перестаёт это делать.
Страшный грех - пачкать воду. В родниковой и речной воде нельзя стирать, мыть грязные вещи; нельзя купаться, смывая с себя грязь. Для этого нужно набирать воду и уходить подольше от родника или речки. Нельзя бросать в воду мусор, нельзя без надобности менять русло речек, убивая всё живое в осушившемся русле.