О покаянии
Каждый мусульманин обязан готовиться к смерти соответствующим образом, совершив как можно больше благих деяний, отдаляясь от деяний дурных и принося постоянно искреннее покаяние, в котором соблюдены все его условия.
Достоинства покаяния
Термин «покаяние» (тавба) в арабском языке означает «возвращение». Говорят: таба – при возвращении человека (таба – корень арабского слова тавба – покаяние). А в Шариате покаяние означает возвращение к Всевышнему Аллаху, от порицаемого Шариатом к одобряемому им. Покаяние является обязательным для каждого человека, согласно иджма‘ (Иджма‘ – единодушное мнение муджтахидов (мусульманских ученых, имеющих право выносить решения из Корана и Сунны)), поскольку оставление грехов – это постоянная обязанность. В покаянии – спасение раба от погибели и освобождение его от огня в обители вечности. О достоинстве покаяния говорится в несметных аятах и многочисленных хадисах.
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: Смысл: «О те, которые уверовали! Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием, т. е. не возвращайтесь больше к этому греху и не желайте его совершения» (сура«Ат-Тахрим», аят 8; «Тафсир Сави». Т. 4. С. 290), – а также: Смысл: «Воистину, Аллах любит, вознаграждает и возвеличивает кающихся в грехах и любит очищающихся от нечистот» (сура «Аль-Бакара», аят 222; «Тафсир аль-Джалалайн»).
В этом аяте кающиеся – это те, которые, как только от них исходит грех, тут же каются. А под словом «нечистоты» имеются в виду как внешние (грязь, наджаса и т. д.), так и внутренние (высокомерие, гордость, зависть и т. д.) отрицательные качества («Тафсир Сави». Т. 1. С. 144).
В благородных хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто и не совершал его»; «Кающийся – любимец Аллаха»; «Воистину, Аллах принимает покаяние раба Своего, пока тот не начнет издавать предсмертный хрип»; «Когда кается раб, Аллах принимает его покаяние и заставляет ангелов-писарей забыть записанное ими из числа его мерзких деяний и заставляет его органы забыть совершенные ими грехи, забыть его место на земле и его место на небе. Его приведут в Судный день, и ничто из творений не будет свидетельствовать против него».
Некоторые ученые высказывались так: поистине, когда раб кается в грехах, все его прошлые грехи превращаются в добродетели, и этот смысл почерпнут из слов Всевышнего Аллаха:
Смысл: «Аллах заменяет их дурные деяния на благие» (сура «Аль-Фуркан», аят 70).
О кающихся есть много удивительных и знаменитых притч, мы же ограничимся приведением одной из них, при помощи которой поймем безграничность милости Всевышнего Аллаха и Его щедрость по отношению к Его грешным рабам, несмотря на их грешность и ослушание.
Приводится рассказ о том, что во времена пророка Мусы (мир ему) [1] жил человек, который не был тверд в покаянии. Каялся, а затем вновь грешил на протяжении 20 лет.
Всевышний ниспослал откровение Мусе (мир ему): «Скажи Моему рабу, что Я гневаюсь на него и не прощу ему грехи за то, что он ослушался Меня. Передай, что ему обеспечено Мое наказание».
Муса (мир ему) довел это послание до адресата, тот опечалился, его сердце запылало, и он убежал в пустыню, поднял голову к небу и сказал: «О мой Господь! Что это за послание, которое исчерпало кладовые Твоей милости? Или же навредило Тебе мое ослушание, или же оно превысило Твое прощение? И что за грех совершил Твой раб, который больше Твоего прощения, так, что Ты сказал: “Я не прощу тебя”. Как же Ты не простишь, в то время как щедрость – из Твоих изначальных свойств, а грех – из моих сотворенных свойств? Неужто мои свойства превзошли Твои свойства?
Так нет же, это невозможно. Поистине, врата Твои открыты для просящих, и прощение Твое – предмет надежд грешников. Если Ты изволишь мне отчаяться в Твоей милости, к чьим же вратам отправится Твой раб? О мой Аллах! Если милость Твоя исчерпалась и стало необходимо наказать меня, то водрузи на меня все грехи Твоих рабов во всех городах, чтобы я горел в Твоем огне, вместо остальных Твоих рабов».
Всевышний Аллах сказал Мусе (мир ему): «Иди и скажи Моему рабу: “Если твоих грехов было столько, что они заполнили бы небеса и землю, то Я простил их тебе, благодаря твоей прекрасной мольбе, обращенной ко Мне”».
Вступление в покаяние – это прозрение сердца от дремоты забвения и видение рабом Аллаха своего плохого состояния и того, что его настигнет гнев Всевышнего, вспоминание того, что он не сможет вытерпеть адские мучения и все это приводит к покаянию.
Признаки покаяния – это оставление плохих товарищей, соучастников, при котором покаявшемуся дико находиться среди них, рождение любви к уединению, немногословность, оставление того, что не приносит пользы, увеличение поклонения, постоянное поминание Аллаха, плачущие глаза и печаль, многочисленные стоны и плач за драгоценное время, попусту проведенное в мерзостях и страстях, испрашивание снисхождения у Всевышнего днями и ночами.
Плоды покаяния – это становление любимцем Милостивого после того, как он был любимцем шайтана, превращение его плохих деяний в добродетели, ощущение наслаждения от поклонения и сладости обращения к Создателю, превращение отвергнутых поступков в принятые, возвращение света веры в его сердце, после того как оно было лишено света, прислушивание ангелов к благоуханию его поклонения, после того как они избегали его вони. Все это плоды искреннего покаяния. Какие же это щедрые плоды! Как велика милость Всевышнего к Его рабам, поскольку Он помогает им поклоняться, прощает кающемуся грехи шестидесяти лет и больше этого за один час! О, как велики эти милости, за которые невозможно отблагодарить! О, как величественны эти дары, за которые невозможно восхвалить Дарителя, безвозмездно дарующего рабов Своих!
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Те, кто стал неверным, поклоняясь идолам, те, кто убивал людей без дозволения Шариата, и те, кто совершил прелюбодеяние, будут в вечном Аду». Однако те, кто раскаялся и, приняв Ислам, отказался от идолопоклонничества, убийств и прелюбодеяния, являются людьми, чьи дурные деяния стали добрыми. Таким образом, зло тех, кто искренне раскаялся в совершенных злодеяниях, запишется для них добром. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Кающийся в грехах подобен тому, кто вовсе не совершал грехов».
В другом достоверном хадисе, переданном Абу Зарром, сказано, что в Судный день на равнине ‘Арасат, когда каждый будет держать ответ за свои деяния, Всевышний Аллах повелит, чтобы Его рабу показали совершенные им малые грехи, отделив от них большие грехи. Тогда этому человеку будет предъявлен перечень его малых грехов, и у него спросят: «Совершал ли ты в такой-то день такой-то грех?». И человек покорится: «Да, мой Господь, – скажет он, – я совершил этот грех». Он будет очень бояться, что затем будет спрос и за большие грехи. Потом он услышит, что его плохие деяния записаны ему как хорошие. Допустим, какой-то человек, чья жизнь прошла в совершении грехов и в невежестве, услышал проповедь имама. Она произвела на него впечатление, и человек стал каяться в содеянном и искренне намереваться исполнить все свои долги перед Всевышним Аллахом и перед людьми. Если этот человек умрет с чистым раскаянием и искренним намерением, то милостью Аллаха все его плохие деяния будут записаны как хорошие. Даже чужие долги, которые остались за этим человеком, возместит Сам Всевышний Аллах, если на то будет воля Создателя!
Когда человек совершает грех в каком-то доме, то крыша этого дома просит Творца дать ей разрешение обрушиться на него. Если же человек совершает грех под открытым небом, тогда земля просит Аллаха дать ей возможность разверзнуться и поглотить этого человека. Всевышний в ответ требует от них оставить Его раба, ибо он может раскаяться в совершенном им грехе. Затем Всевышний Аллах говорит крыше или земле: «Если бы вы создали его, вы бы так не говорили».
У человека на каждом плече есть по ангелу. Тот ангел, что справа, записывает все хорошие деяния, сразу же, как они были совершены. Когда ангел слева собирается записывать совершенный человеком грех, ангел с правого плеча велит ему подождать. Если в течение шести часов человек раскается в содеянном, ему не будет записан этот грех, если же не раскается, тогда совершенное им плохое деяние записывается ему как один грех, в то время как хорошее записывается ему в десятикратном размере.
Мусульмане, посмотрите, насколько велика милость Аллаха! Наверное, не один человек провел жизнь в грехах, а теперь он думает, что его покаяние не будет принято, или стесняется раскаяться после столь грешного образа жизни. Это уловка сатаны. Ибо для тех, кто решил покаяться, врата покаяния раскрыты всегда – до того момента, пока не наступит смерть. Но когда человек войдет в состояние предсмертной агонии, его покаяние уже не будет принято. Когда солнце взойдет на западе, то это станет признаком того, что врата покаяния закрылись. После того, как солнце взойдет подобным образом, ничье покаяние уже принято не будет, и кто бы как себя ни вел, с тем он и останется: неверный – в неверии, а мусульманин – в Исламе. Если каждый день, на каждой странице рассказывать о покаянии, то в этом есть необходимость, ибо сколько ни говори о нем, и этого будет недостаточно.
Условия покаяния
Что касается условий покаяния, которые дают надежду на то, что оно будет принято Всевышним Аллахом, но вовсе не гарантируют прощения грехов, то это следующие:
1) немедленное оставление грехов, если они совершаются в данное время или повторяются постоянно, и сожаление о содеянных ранее;
2) наличие крепкого намерения больше впредь не возвращаться к ним только ради Всевышнего Аллаха;
3) наличие крепкого намерения и начинание возмещения невыполненных своевременно намазов, постов, закята и т. п.
Если же этот грех связан с нарушением прав других людей, то еще необходимыми условиями являются:
4) наличие крепкого намерения и начинание возмещения нанесенного другим вреда (материального, морального и т. д.);
5) достижение довольства обиженных людей, на которых наговаривал (бухтан), злословил (гибат), притеснял (зульм) и т. д.
Если хоть одно из вышеперечисленных условий не будет соблюдено, покаяние не будет считаться искренним, даже если оно будет произнесено вслух (языком) или совершено мысленно (сердцем). Более того, как утверждают известные ученые-теологи аль-кади Хусайн и аль-кади Абу Таййиб Маварди, покаяние без соблюдения этих условий не считается полноценным, даже если оно совершено и языком, и сердцем.
Также Маварди сказал: «Покаяние в грехах, даже в малых, необходимо совершать безотлагательно. Оно является обязательным для каждого, а тот, кто будет откладывать покаяние на завтра, станет грешным от того, что отложил его».
Шейх Иззуддин ибн Абд ас-Салам сказал: «Так его грех повторяется с каждым промежутком времени, достаточным для принесения покаяния в предыдущем грехе».
Аль-кади Абу Бакр аль-Бакилани утверждает: «Каждый раз, когда вспоминаешь о совершенном грехе, необходимо вновь покаяться в нем, даже если покаяние уже было совершено». Если не поступать подобным образом, то впадешь в новый грех, за который также необходимо будет просить прощения у Всевышнего Аллаха.
Если человек знает обо всех своих грехах, то он обязан каяться в каждом из них по отдельности, ибо общее покаяние не считается достаточным. Это подтвердил и Заркаши.
Ибн Абд ас-Салам говорил: «Раскаиваясь, необходимо по возможности упоминать все грехи, а если это невозможно, то и не возлагается на человека невозможное».
Таким образом, грехи, за которые каются, относятся либо к долгам перед Всевышним Аллахом, либо же к правам людей.
Долги перед Всевышним Аллахом.
Что касается долгов перед Всевышним Аллахом, то в этом случае достаточно искреннего сожаления и оставления греха, однако в некоторых случаях недостаточно просто оставить грех, а необходимо также возмещение, например, молитвами и постами. В некоторых случаях нужно так же искупление, как при нарушении клятв и др.
Если совершенный человеком грех заключается в нарушении предписаний Аллаха (например, кто-либо находился в мечети в оскверненном состоянии (джунуб), вел мирские разговоры; прикасался к Корану без омовения; играл на запретных музыкальных инструментах; распивал алкогольные напитки, совершал прелюбодеяния) и не связан с нанесением вреда кому-либо, то необходимо раскаяться, выполнив все его условия. При этом вовсе не обязательно афишировать свои грехи, разоблачать себя и просить о наказании.
Грешник должен искренне раскаяться, просить у Всевышнего прощения, особенно в предрассветное время, и придерживаться праведного пути с большим усердием, старанием и смирением. Но если он осведомит о своих грехах имама и примет за это достойное наказание, то не будет в этом ничего плохого. Так поступил сподвижник Пророка Ма‘аз ибн Малик.
Дурные поступки, совершенные по отношению к животным (содомия, убийство, побои без причины, удары по морде, даже если есть причина, принуждение к непосильному труду, плохой уход и т. д.), прощаются только после искреннего покаяния и постоянной мольбы о прощении и плача.
Грехи, связанные с нанесением вреда или проявлением несправедливости по отношению к людям, могут быть разного рода: материальный ущерб, моральный вред, нанесение телесных повреждений и убийство, супружеская измена, оскорбление религиозных чувств верующих.
Материальный ущерб.
Он может быть нанесен в результате воровства, насильственного захвата чужого имущества, мошенничества, изготовления и распространения подделок и суррогата, в т. ч. фальшивых денежных средств, порчи чужого имущества, взяточничества (ришват). Во всем этом нужно искренне покаяться и после просить прощения у хозяина, даже если был нанесен незначительный ущерб и даже если было это в детстве, т. е. до достижения совершеннолетнего возраста (материальный ущерб обязательно должны возмещать и дети). Если кто-то в этой жизни не добьется удовлетворения того человека, которому он нанес материальный ущерб (например, не отдаст долг), то ему придется сделать это на том свете (что, естественно, намного труднее). В случае смерти того, кому ты должен, возместить убыток нужно его наследникам. А если и наследников нет или невозможно их найти, отдай требуемое сильно нуждающемуся с тем намерением, чтобы Всевышний оставил его у Себя и вернул это имущество тому, кому ты должен, в Судный день. Можно также передать средства от имени Аллаха на общественно полезные нужды (например, строительство мечетей, больниц, дорог, проведение воды и т. п.) либо израсходовать их на своих бедных родителей или детей – это считается простительным. Но если и этого не будет сделано, то Всевышний поступит так, как Ему угодно: захочет – запишет на обиженного некоторые из хороших деяний обидевшего, захочет – запишет на обидевшего плохие деяния обиженного, захочет – примирит обиженного с обидчиком.
Что же касается возмещения материального ущерба, нанесенного иноверцу, сказано, что Всевышний может удовлетворить его облегчением мучений в Аду. Отсюда ясно, что наносить материальный или какой-либо другой ущерб иноверцам, которые не воюют с мусульманами, запрещается. Возместить его будет очень трудно на том свете.
Поэтому необходимо быть осторожными.
Моральный вред.
Он может быть причинен в результате поклепа (гибат), клеветы (бухтан), насмешки, лжесвидетельства, оскорбления и т. п. В этих случаях нужно раскаяться и просить прощения. Если кто-то оклеветал кого-то, он должен признать свою неправоту в присутствии тех людей, перед которыми он это говорил.
Нанесение телесных повреждений и убийство.
Если совершено убийство или нанесено увечье, в первую очередь необходимо раскаяться, затем отдать себя в руки попечителя раненого или убитого для мести. Он может простить преступника безвозмездно или взять с него соответствующий выкуп (дийат) в денежном или каком-то другом эквиваленте.
Супружеская измена.
Данный грех требует раскаяния и испрашивания прощения. Если же существует опасность возникновения конфликтов, необходимо часто просить Аллаха о прощении, совершать дуа за обиженного и раздавать за него пожертвования.
Оскорбление религиозных чувств верующих.
Если кто-то безо всяких на то оснований публично обвинил кого-то в неверии или совершении греха, ему необходимо покаяться и удовлетворить того, кому он нанес обиду, признав сказанное ложью.
Во всех вышеперечисленных случаях человеку, не знающему точно, обидел он кого-то или нет, по мнению большинства ученых, достаточно просто попросить прощения (имам аль-Газали считает, что этого недостаточно).
В книге «Аль-Хуласат» говорится: «Если обидчик скажет обиженному: “Ты очисти меня от всех долгов, имеющихся на мне”, – а тот простит его, зная нанесенные им обиды, то обидчик станет чистым». По мнению Мухаммада, от материальных долгов в таком случае не освобождаются, а по мнению Абу Йусуфа – освобождаются. Просить прощения за неуточненные долги и обиды – это особенность мусульманской уммы (у предыдущих общин такого права не было).
Некий человек сказал, что у него есть долги перед другим человеком, но он не знает их количество и обращается к тому, кому должен: «Освободи меня от всех долгов перед тобой». Тот ответил: «Я тебя освобождаю». Относительно этого случая ан-Наср сказал: «Должник освобождается только от тех долгов, о которых помнит, и знает того, кому он должен». Мухаммад ибн Салмат считает, что «должник освобождается от всех долгов». Абу Лайс говорит: «То решение, которое вынес ан-Наср, будет правильным на том свете, а то, что сказал Мухаммад о возмещении долга, верно на этом свете».
Если кто-либо скажет: «Я освобождаю всех моих должников от всех их долгов» или «мне никто из людей ничего не должен», – то этим все те, кто ему должен, не освобождаются полностью от ответственности за совершенные деяния.
Наилучшее решение для нас – это освобождение от долга других людей, особенно находящихся в трудном положении. Поэтому в хадисе говорится: «Того, кто отсрочит возврат долга человеку, находящемуся в трудном положении, или освободит его полностью от него, Аллах укроет под Своей тенью в тот день, когда не будет другой тени, кроме Его» («Барикат аль-махмудийа». Ч. 2. С. 230).
Таким образом, долги людей необходимо возвратить их обладателям, а если их нет в живых, то нужно раздать в качестве милостыни. А кто не находит пути освободиться от прав из-за его бедности, то для него прощение Всевышнего ожидаемо, и Его милость обильна. И сколько было Им возмещено долгов и заменено мерзостей добродетелями!
Необходимо совершать много благих поступков и просить прощения тому, кто причинил вред кому-либо из числа мусульман. Нельзя отчаиваться в милости Аллаха!
Поистине, если Всевышний принимает покаяние Своего раба, Он удовлетворяет того, кому он должен из кладовых Своей милости.
Ученый-богослов аш-Шабрамулси пишет: «Если на ком-то есть чужой долг или он притеснил кого-то и еще не попросил прощения за это, хотя имеет такую возможность, то его покаяние не принимается, пока он не возместит этот долг или попросит у него прощения. Однако если у него нет такой возможности, но все же он покаялся, имея твердое намерение возместить долги как только представится такая возможность, то тогда его покаяние принимается Всевышним».
Для того чтобы покаяние принималось, необходимо известить того, по отношению к которому было совершено насилие (зульм), а если вы совершили нечто такое, о чем вам неудобно сообщить ему, то необходимо раздать имеющийся на вас долг в качестве пожертвований (садака) за его душу в пример тому, как поступают и с утерянным имуществом. Или же можно отдать имущество притесненного в общественную казну (байт аль-маль), в случае если есть действующая общественная казна. Если же отсутствует общественная казна или нет уверенности, что она будет использовать их по назначению и отдавать соответствующим людям, тогда если отдадите в качестве милостыни за душу притесненного, то будет лучше.
[1] Муса (мир ему) – один из самых великих пророков, которому было ниспослано Священное Писание – Тора (Таврат).
Мухаммад Омаров