Следующий текст является ясным постановлением Шариата относительно дозволенности мавлида, вынесенным ученым, пользующимся уважением как среди различных школ, преобладающих на индийском субконтиненте, так и в арабском мире.
Отвечая на детальный вопрос о мавлиде, мавлянаАбдуль-Хай аль-Лякнави после обсуждения вопроса о нововведениях сказал следующее (фетва о мавлидемавляныАбдуль-Хай аль-Лякнави приведена в его «Маджмуа аль-Фатава», том. 2, стр. 160-163.):
После этих вводных замечаний я утверждаю, что сам по себе мавлид не является ни нововведением, ни заблуждением по двум причинам:
Первое
Зикр-и-мавлид заключается в том, что чтец (закир) читает стихи или хадисы и при этом упоминает о чудесах Пророка (с.т.а.в.) и его добродетелях. Он также рассказывает о рождении Пророка (с.т.а.в.), его родословной и чудесных событиях, которые происходили во время рождения Пророка (с.т.а.в.); так это (такой порядок мавлида) было описано Ибн Хаджаром аль-Макки (кь.с.) в «Ни’мат аль-КубрааляалимбимавлидСайидВаляд Адам».
Подобные собрания существовали во времена Пророка (с.т.а.в.) и его сподвижников, однако не были известны под таким именем (под именем мавлида). Известно ученым в науке хадиса, что сподвижники, собираясь для наставления и получения знаний, упоминали о чудесах Пророка (с.т.а.в.) и его добродетелях. В сборниках «Сахих» сообщается, что имам в обоих мирах усадил Хасана ибн Сабита, который читал поэмы, восхваляющие Пророка (с.т.а.в.), на минбар в мечети, и помолился о благе для него, сказав: «О Аллаh (с.т.), помоги ему посредством Джабраиля (а.с.) (Рух аль-Кьудс)».
Также известно тем, кто просматривал сборник поэзии Хасана, что его поэмы содержат рассказы о чудесах, событиях рождения Пророка (с.т.а.в.) и его благородной родословной. Таким образом, чтение подобных стихов и является зикром-и-мавлид. Рассказ о Хасане, читающем стихи в мечети, также представлен в «Сахихе» аль-Бухари, и в действительности нет никакой разницы между зикр-и-мавлид и этим случаем. Вопрос о том, что этот зикр не назывался маджлис-и-миляд, является лишним.
Во-вторых, даже если есть какое-то несоответствие в том, что если упоминание рождения Пророка (с.т.а.в.) и его добродетелей установлено (из хадисов), однако приглашение людей на мавлид не установлено – на это можно возразить, что распространение знания посредством собраний и приглашения на них людей установлено из хадисов.
Факих Абу аль-Ляйс (кь.с.) в «Танбих-аль-гъафилин» пишет, что Али ибн Аби Талиб рассказывал, что сура «Ан-Наср» была ниспослана во время болезни Пророка (с.т.а.в.). Сразу же после этого в четверг, он вышел, поднялся на минбар и сел на него. Затем он позвал Биляля и попросил его оповестить людей Медины, чтобы они собрались и послушали слова Посланника Аллаhа (с.т.а.в.).
Биляль (р.а.) закричал так, что и пожилые, и молодые пришли так быстро, что оставили двери своих домов открытыми. Даже женщины, которые покрывали себя, оставили свои дома, так что в мечети стало тесно из-за множества людей. Тогда Пророк (с.т.а.в.) сказал им: «Оставляйте место для тех, кто позади вас, оставляйте место тем, кто за вами». Затем он встал, вознес хвалу Аллаhу (с.т.) и прославил Его и послал приветствие пророкам. Потом он сказал: «Я Мухьаммад ибн Абдуллах ибн Абдуль-Муталиб ибн Хашим, араб из Харама, из Мекки, не будет Пророка после меня...»
Кроме того, есть вопрос об упоминании рождения. Если даже в ходе ведения спора мы допустим, что из этого собрания не установлен обычный порядок (тахсисатурфийя), то все равно это не свидетельствует о недопустимости мавлида.
Второе
Если мы даже должны признать, что рождение не упоминалось во время первых трех поколений мусульман, все же мы утверждаем, что в Шариате установлен принцип – «каждый способ, посредством которого распространяются знания, желателен». Ибн Маджа (р.а.) передает от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаhа (с.т.а.в.) сказал: «К тем делам, награда за которые достается верующему и после его смерти, [относятся] знания, которые он распространял».
Подобно этому аль-Бухари передает в своей «Книге Знания» от Умара ибн Абдуль-Азиза (р.а.): «Знание должно распространяться, и вы должны устраивать так, чтобы тот, кто не имеет знании, учился. Ведь знание не потеряно, пока оно не скрывается».
Великий ученый ас-Суюты (кь.с.) в одной из частей своего трактата пишет в комментарии к хадису «Когда сын Адама умирает...»: «Ученые объясняют, что непрерывные блага (о которых говорится в хадисе, которые остаются после смерти человека и приносят ему пользу) – это благотворительные вклады (вакф) и знания, которые приносят пользу, такие, как написанные книги и обучение».
Ясно, что настоящий зикр-и-мавлид, который упомянут выше, – это один из путей распространения знания. Таким образом, здесь сочетаются два принципа, первое – это то, что зикр-и-мавлид является одним из средств распространения знания. И второе – то, что каждое средство распространения знания желательно. Таким образом, можно сделать вывод, что проведение мавлида желательно.
Аль-Бухари передает от Вайля, что он говорил, что Абдуллах ибн Мас’уд наставлял людей по четвергам. Один человек сказал ему: «О, Абу Абдуррахман, если бы ты напоминал нам это каждый день». Он ответил: «Я отказываю вам в этом потому, что боюсь, что вы устанете. Я наставляю вас так же, как Пророк (с.т.а.в.) наставлял вас, из-за беспокойства, что вы устанете».
Не заблуждайтесь, думая: «Мавлид не был известен ни во времена первых трех поколений, ни во времена имамов-муджтахидов, как же возможно дать фетву, что это разрешено?»
Если даже мы принимаем, что мавлид не был известен во времена первых трех поколений, и что положение о мавлиде не пришло от имамов-муджтахидов, тем не менее, поскольку в Шариате установлен принцип, что каждый способ, посредством которого распространяются знания, желателен (а мавлид можно отнести к этим способам), вынесено постановление о его желательности. Вот почему знающие законоведы и ученые, которые имели право выносить фетвы, такие, как Абу Шама, Хафиз ибн Хаджар, ас-Суюты, Шами (Ибн Абидин) и другие, да помилует их всех Аллаh (с.т.), дали фетву о желательности этого действия.
Сказал шейх имама ан-Навави, Имам Абу Шамат ад-Димашки (599-665 г.х.), да смилуется над ним Аллаh, в своей книге «аль-БаисуаляИнкарильБидавальХавадиси» следующее: «Одно из самых прекрасных, наилучших нововведений (бид 'а) нашего времени - это то, что совершается каждый год в день рождения Посланника Аллаhа (с.т.а.в.): это раздача милостыни (садакьа), проявление добра, красоты и радости. Воистину, это всё вместе с тем, что проявляется забота (внимание) к бедным, показывает в сердце того, кто это совершает, любовь и уважение к Пророку (с.т.а.в.). Также этим проявляется воздаяние хвалы - шукру (т. е. благодарности) Аллаhу (с.т.) за то, что Он оказал Свою милость тем, что создал Посланника Аллаhа (с.т.а.в.), которого послал, как милость для миров». [Имам Абу Шамат, «аль-БаисуаляИнкарильБидавальХавадиси», стр. 23]
Сказал Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 г.х.), да смилуется над ним Аллаh: «Поистине благое новшество это то, на чем согласились все о его желательности, и совершение мавлида собирание на неё тоже из нее т.е. из благого новшества». [Ибн Хаджар аль-Хайтами, «НиъматульКубра».Также это передается в книге «аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 202]
Ибн Касир в своей книге «аль-Бидаява н-Нихая» описывает Музаффара (полное имя - Абу Сайд ибн Зайнуддин Али) как одного из самых щедрых и славных правителей. Он выделяет такие его качества, как храбрость, справедливость, религиозная образованность. Каждый год в месяце Рабиуль-Авваль он проводил торжества по случаю дня рождения Пророка (с.т.а.в.), то есть мавлид. Шейх Абу Хаттаб ибн Дихья написал книгу о мавлиде, которую назвал «Аттанвир филь мавлиди аль-баширван-назир», и подарил её Музаффару, за что тот вознаградил его тысячей динаров. Он (Музаффар) участвовал в осаде крепости Акка, занятой крестоносцами, выкупил из плена мусульман, общее количество которых достигло шестидесяти тысяч. Его жена РабиаХатун бинт Айюб – рассказывала, что Музаффар раздавал свое имущество бедным, а сам ходил в рубахе, которая стоила 5 дирхамов. Замуж за него её выдал Салахуддин аль-Аюби (её брат).
В своей книге «О смерти избранных» Ибн Хилликан, изложил биографию Аль-Хафиза ибн Дихья, где написал, что тот был одним из известных и высокочтимых учёных. Он посетил Сирию и Ирак. Ибн Дихья прибыл в Ирбиль в 604 г. хиджры и стал свидетелем того, как правитель Музаффар отмечал мавлид. Он написал книгу о мавлиде и прочел её королю. Его наградили тысячей динаров. Музаффар разрешил читать эту книгу вслух во время мавлида.
Да, если незаконные особенности и порядки будут добавлены к мавлиду, тогда его желательность прекратится (это действие не будет больше желательным), однако это уже не будет иметь отношения к дозволенности мавлида как такового.
Аллаh (с.т.) лучше знает истину. Написано тем, кто надеется на прощение своего Могущественного Господа, Абуль-ХасанатомМухьаммадомАбдуль-Хай, пусть Аллаh (с.т.) покроет его явные и тайные грехи.