Хадисы (арабск. «новость», «история») это записи рассказов о поступках или высказываниях пророка Мухаммада, мир ему, к которым верующие относятся с огромным уважениям и принимают их как основной источник религиозного права и нравственных наставлений, уступающий по авторитетности только Корану – Священному писанию Ислама. Можно сказать, что это биография пророка, запечатленная в памяти его общины как пример для подражания. Хадисы широко передавались в течение первых трех веков существования Ислама, их изучение позволяет понять исламское мировоззрение и этику.
Историческое развитие
Воспоминания о поступках и высказываниях пророка Мухаммада, мир ему, не сразу приняли свою нынешнюю законченную и строго определенную форму. Напротив, существуют свидетельства того, что процесс этот был медленным и неравномерным.
Литературная традиция в доисламской Аравии
Первое поколение мусульман имело свой непосредственный опыт Ислама, как во время жизни Пророка, так и в первую четверть века после его смерти. Оно было знакомо также с традицией племенных хроник в виде песен и саг. Доисламская поэзия прославляла отдельные племена и их воинов, поэтические произведения декламировались в честь племенных предков. Ранний Ислам, с его стремительной мощью, впитал эти элементы, предварительно преобразовав их. Его славная история, ключевую роль в которой играл, естественно, пророк Мухаммад, мир ему, была главной темой сначала хроник, а затем исторических сочинений. И те, и другие нуждались в традиции и способствовали ее развитию. Из того же источника черпали, в свою очередь, выводы и заключения и правоведы. Пока продолжалось ниспослание Корана, отношение к записыванию слов и поступков Пророка было настороженным и скорее неодобрительным: существовали опасения, что эти записи могут быть спутаны с уникальным текстом Священного писания. Свидетельством того, что такая практика все же существовала, может служить тот факт, что сам посланник Аллаха не одобрял записывание своих слов. Когда же Коран был завершен и принял свой канонический вид, подобные опасения стали беспочвенны, и начался процесс сбора и фиксации хадисов.
События 1-го и 2-го веков по хиджре
Уже в течение первого века после смерти Пророка традиция стала основным фактором развития правовой системы и формирования общества. Связь посредством хадисов с именем и личным примером посланника Аллаха становилась все более весомым доказательством достоверности и правомочности. Во втором столетии этот процесс приобрел более формальные черты – традицию требовалось подтвердить авторитетным научным свидетельством, соответствующим строгим критериям, устанавливающим связь с пророком Мухаммадом, мир ему, через его сподвижников, посредством непрерывной цепи передатчиков.
Коранические комментарии, развивавшиеся вслед за формированием новых законов и обычаев, также в основном опирались на фиксируемую традицию, поскольку эпизоды коранического повествования и обстоятельства, в которых ниспосылалось откровение, лучше всего можно было понять именно через повествующие об этом хадисы. Далее, поскольку коранические комментарии носили по большей части назидательный характер, хадисы оказались настоящим кладезем, из которого черпались примеры, иллюстрирующие Писание. За исключением редких случаев (так называемых «хадисов кудси», или «божественных хадисов»), эти факторы устной традиции у коранической интерпретации носили только пояснительный характер, и содержание хадисов никоим образом не могло замещать собой или оспаривать имеющий первостепенной значение и не подвергаемый сомнениям текст Корана. Ведь все эти обитер дикта (сопутствующие замечания) Пророка все же не имели статуса божественного откровения, присущего только Корану. Среди наиболее ранних примеров оформившихся хадисов - повествования биографа Ибн Исхака (ум. в 150г. по хиджре [767г. н.э.]), и собрание законов Малика ибн Анаса, (ум. в 179г. по хиджре [795г. н.э.]), известное как «аль-Муватта». Но они почти на полстолетия опередили формирование теории, сделавшей хадисы неотъемлемым элементом развития исламского права.
3-й век по хиджре и последующее развитие
Главным защитником точки зрения, тесно увязывающей хадисы и систему права, был Мухаммад аш-Шафии (ум. в 204г. по хиджре [820г. н.э.]), считавший хадисы своего рода продолжением божественного откровения. Таким образом Коран и Сунна стали основными авторитетными источниками в суннитском Исламе (основное традиционное направление). Процессу фиксации хадисов в значительной мере способствовали потребности юристов, поскольку практически ни один вопрос невозможно было обсуждать, а тем более уладить, не опираясь на свидетельство поступков и мнений пророка Мухаммада, мир ему. А поскольку искушение подкрепить свои доводы связью с традицией Пророка, изменив или домыслив ее по своему усмотрению, было велико и порой просто неодолимо, соответственно развивалась и наука, изучающая достоверность приводимых хадисов. Увеличивающимся количеством и сложностью материала объясняется проявившаяся в то время потребность в объемных сборниках и более подробной классификации. Все эти факторы способствовали возникновению в течение 3-го столетия шести считающихся в наше время каноническими у мусульман-суннитов сборников хадисов. Первые два из них пользуются особенным авторитетом. Но прежде чем обратиться к ним, следует пояснить, какие задачи стояли перед составителями, и описать используемые ими методы, из которых и развилась наука хадисоведение.