В это трудно сейчас поверить, но именно в Нидерландах когда-то появилось одно из самых происламских движений средневековой Западной Европы.
Нидерландцы в средние века были людьми совсем иного сорта нежели нынешнее население Голландии и Бельгии, заслужившими по всей Европе репутацию весьма беспокойного народа. Засилье римско-католической церкви, высокие налоги и централизация власти привели к восстанию в 1568 году Семнадцати провинций против Испанской империи, находившейся тогда на пике своего могущества. Эти события известны в истории как Нидерландская революция или Восьмидесятилетняя война (Tachtigjarige Oorlog).
Участники вооруженной борьбы назывались «гёзами» (Geuzen), что значит «нищие», в их числе самая большая группа гёзов воевала на море и называлась морскими гёзами (Watergeuzen). Девизом морских гёзов был «Liever Turks dan Paaps» («Лучше турки, чем паписты») либо «Liever Turksch dan Paus» («Лучше турки, чем Папа»), а их символом был полумесяц на красном знамени (как у Османов). Также гёзы носили серебряные медальоны в виде полумесяца с тем же девизом.
Нужно понимать, насколько радикальным было подобное обращение голландских повстанцев к символике Османов. В средневековой Европе распространялись легенды о «варварстве» и «дикости» магометан, печатались анти-исламские книги постоянно звучали призывы к крестовым походам (которые рассматривались как средство единства христиан). Для христианина тех времен, понятие «сарацин» было равнозначно понятию «язычник», а то и хуже. И тут появились люди, называющиеся себя Морскими Нищими, носящие на одежде серебряные медальоны с полумесяцами (символами антиримской борьбы) и кричащие, что Султан лучше Папы...
Для протестантов тогдашней Европы обращение к Османской символике было не случайным и выходило за рамки обычного протеста. Османский девлет среди всех европейских диссидентов пользовался большой популярностью, и как враг католической империи и как пример справедливого и веротерпимого общества, где различные религиозные секты (анабаптисты, гугеноты и др.) могли найти себе убежище. Многие фламандцы говорили о том, что предпочли бы жить под властью мусульман, чем под властью католиков-испанцев.
Еще до начала войны кальвинисты пристально следили за противостоянием Османов и Габсбургов. А после того, как война началась, Семнадцать провинций оказались практически в изоляции, без всякой поддержки со стороны европейских стран. Голландский принц Вильгельм Оранский еще в 1566 году отправил в Стамбул посольство за помощью. Османский девлет предложил прямую военную помощь повстанцам, во-первых, через связь Иосифа Нази с протестантами в Антверпене, а во-вторых, через письмо Сулеймана Великолепного «Лютеранам» во Фландрии с предложением помощи войсками по первой просьбе.
Сулейман даже утверждал, что считает себя религиозно близким протестантам «так как они не поклоняются идолам, верят в единого Бога и воевали против папы и императора» В своем письме он обещал, что «силы Османов скоро так ударят по Филиппу II, что у него не будет времени даже подумать о Фландрии». Однако, султан умер в том же году. Уже в 1574 году флот Султана Селима II, состоявший из испанских морисков и алжирских пиратов, обрушился на Тунис. Испания получила второй фронт, Тунис был для нее потерян, а давление на Фландрию существенно ослабло. В следующем году Испания объявила о своем банкротстве и это уже было началом конца империи Габсбургов. Османы же продолжали оказывать поддержку Голландии вместе с французами и англичанами, а также поддерживали протестантов и кальвинистов, как один из способов противостояния Габсбургам в Европе.
Увы, Реформация породила новых идолов. Настоящего обращения к Исламу не произошло, Beeldenstorm остановился на полпути, а место яростных гёзов заняли вилдерсы и фортайны. Но те, кто не доволен сложившимся порядком в Европе, продолжают обращаться к Исламу.
Источник:sunnizm.ru