Нельзя поразить одной стрелой две мишени. (Пословица)
Один ученик пришёл в дом к некоему суфийскому врачу и попросил обучить его врачебному искусству.
— У тебя не хватит терпения наблюдать за тем, чему следует обучаться в нашем деле, — сказал суфий.
Но юноша умолял суфия, и тот взялся за обучение.
Спустя несколько лет молодой человек почувствовал, что готов применить на практике кое-что из усвоенного в науке врачевания.
Однажды к дому суфия направился какой-то человек. Увидев его ещё издали, суфий сказал:
— К нам идёт больной. Его можно исцелить гранатами.
— Вы поставили диагноз, — сказал ученик, — позвольте же мне назначить ему курс лечения, и таким образом сделать половину работы.
— Хорошо, — ответил суфий, — но только помни, что любое действие должно служить также и иллюстрацией.
Как только пациент подошёл к дому, ученик встретил его, завёл в дом и сказал:
— Ты болен. Тебе нужны гранаты.
— Гранаты?! — завопил больной. — Сам ты гранат!
И в гневе выбежал вон.
Молодой человек спросил учителя, как понимать этот случай.
— Смысл этого случая я проиллюстрирую, когда представится другой подходящий случай, — ответил суфий.
Вскоре после этого ученик и учитель сидели перед домом, как вдруг мастер поднял голову и увидел приближавшегося к ним человека.
— Ну вот, сейчас ты получишь обещанную иллюстрацию, — сказал суфий, — к нам идёт человек, которого можно исцелить гранатами.
Пациента пригласили в дом, и доктор сказал ему:
— Я вижу, у вас очень непростая и редкая болезнь… Вам нужна особая диета. Вам надо есть нечто круглое, с маленькими зёрнышками внутри, что-то такое, что произрастает естественным образом… Может быть, апельсин? Нет, пожалуй, цвет не тот. Лимон? Нет, не подойдёт — слишком кислый… А! Нашёл — гранат!.
Пациент радостно поблагодарил врача и ушёл весьма удовлетворённый.
— Мастер, но почему вы сразу не сказали, что ему необходимо есть гранаты? — спросил ученик.
Суфий ответил:
— Потому, что он нуждался также во времени, а не только в гранатах.