Аиша (р.а.) передала, что один известный во времена Пророка (с.т.а.в.) юноша, как только восходила луна месяца Зуль хиджа, начинал держать пост. Это дошло до Посланника Аллаhа (с.т.а.в.), который позвал его и спросил:
«По какой причине ты постишься в эти дни?» Юноша ответил: «Пусть мои отец и мать станут выкупом за тебя, о Посланник Аллаhа (с.т.а.в.)! Поистине, это дни чувств, дни Хаджа, может быть, Аллаh (с.т.) примет мои молитвы вместе с ними (паломниками)». Пророк (с.т.а.в.) сказал: «За каждый день поста тебе полагается такая награда, как если бы ты ради довольства Аллаhа (с.т.) отдал сто рабов, принес в жертву сто животных и отвез все это на ста лошадях. А если это будет днем ат-тарвия (Ат-тарвия — снабжение водой, „йаум ат-тарвия“ — „день снабжения водой“ — восьмой день месяца Зуль хиджа (или день сомнения, так как Ибраhим (а.с.) усомнился в увиденном сне), то тебе за пост в этот день будет такая же награда, как за тысячу рабов, тысячу животных, принесенных в жертву, и тысячу коней. А если это будет в день стояния на горе ‘Арафа (то есть девятый день месяца Зуль хиджа (или день знания, так как Ибраhим (а.с.) точно узнал о том, что его сон вдохновлен Аллаhом (с.т.), день стояния паломников в долине Арафат), то тебе будет награда как за две тысячи рабов, две тысячи животных, принесенных в жертву, и две тысячи коней».
Также Пророк (с.т.а.в.) сказал:
«Пост в день стояния на горе 'Арафа приравнивается к двум годам поста, а пост в день Ашура — к году».
Толкователи сказали о словах Всевышнего «Мы определили Мусе(а.с.) тридцать ночей и добавили к ним еще десять» (7:142), что здесь говорится о десяти днях месяца Зуль хиджа.
Ибн Мас’уд передал, что Аллаh (с.т.) избрал из дней четыре, и из месяцев четыре, и из женщин четыре, четверо первыми войдут в Рай, а по четверым Рай соскучился.
Что касается дней, то первый из них — это пятница. В ней есть один час, и если раб-мусульманин попросит Аллаhа (с.т.) о чем-либо из мирского, или касающегося Последней жизни в этот самый час, то Аллаh (с.т.) обязательно даст это ему.
Второй — это день стояния на горе 'Арафа. Когда наступает этот день, Аллаh (с.т.) говорит Своим ангелам:
«Ангелы Мои! Посмотрите на Моих рабов, пришедших в потрепанных одеждах, с лицами, покрытыми пылью. Они потратили свое имущество и изнурили свое тело. Так засвидетельствуйте же, что Я простил их!»
Третий — это день жертвоприношения. Когда он наступает и раб приносит свою жертву, с первой каплей её крови прощаются ему его грехи.
Четвертый — это день разговения.
Если люди постятся в течении Рамазана, а потом идут на свой праздник, Всевышний Аллаh (с.т.) говорит Своим ангелам: «Поистине, каждому работнику полагается его вознаграждение. Мои рабы постились в свой месяц, и в этот день ‘Ида они хотят получить свою награду. Засвидетельствуйте же, что Я простил их».
И тут обращаются к людям: «О, община Мухьаммада (с.т.а.в.)! Возвращайтесь, ваши плохие дела были заменены благодеяниями!»
Что касается месяцев, то это Раджаб, Зуль кьа’да, Зуль хиджа и Мухаррам.
Упомянутые женщины — это:
Марйам, дочь ‘Имрана,
Хадиджа, дочь Хувайлида, первая женщина, уверовавшая в Аллаhа (с.т.) и Его Посланника (с.т.а.в.),
Асия, дочь Музахима, жена Фараона,
и Фатима, дочь Мухьаммада (с.т.а.в.), госпожа всех обитательниц Рая.
Что касается первых вошедших в Рай, то у каждого народа будет свой человек:
наш господин Мухьаммад (с.т.а.в.) — первый среди арабов,
Салман (р.а.) — первый среди персов,
Сухайб (р.а.) — первый среди римлян,
Билал (р.а.) — первый из эфиопов.
День жертвоприношения («Йавм ан-нахр»), он же праздник жертвоприношения («‘Ид аль-адха») — десятый день месяца Зуль хиджа. День разговения («Йавм аль-фитр») — он же праздник разговения («‘Ид аль-Фитр»).
Четверо, по которым соскучился Рай — это:
Али ибн Абу Тъалиб,
Салман аль-Фариси,
Аммар ибн Йасир
и альМикьдад ибн аль-Асвад.
Пророк (с.т.а.в.) сказал: «Постившемуся в день ат-тарвии дадут вознаграждение, равное вознаграждению Аюба за терпение, а постившемуся в день стояния на горе Арафа Аллаh (с.т.) даст такое же вознаграждение, как Исе (а.с.)».
От Пророка (с.т.а.в.) передали: «Когда наступает день стояния на горе Арафа, Аллаh (с.т.) щедро одаривает людей Своей Милостью: нет дня, когда от Ада спаслось бы людей больше, чем в этот день, и если ктото попросит Аллаhа (с.т.) о чем-то из мирского или касающегося Последней жизни, Аллаh (с.т.) исполнит его просьбу. И пост в этот день искупает прошлый год и год будущий».
Мудрость этого, — а Аллаh (с.т.) знает лучше, — заключается в том, что он находится между двумя ‘Идами — днями радости для верующих. И нет радости большей, чем от прощения грехов.
А день Ашуры — после двух ‘Идов, и он искупает целый год, потому что принадлежит Мусе (а.с.). А день Арафы принадлежит нашему Пророку (с.т.а.в.), а он достойнее всех остальных.
ПЕРВЫЕ 10 ДНЕЙ И НОЧЕЙ МЕСЯЦА ЗУЛЬ ХИДЖА
В эти Дни Аллаh (с.т.) принял просьбу Пророка Адама (а.с.) о прощении, Пророк Ибраhим (а.с.) построил Священную Каабу, Пророк Муса (а.с.) удостоился Милости иметь возможность разговаривать с Аллаhом (с.т.), Пророку Дауду (а.с.) была ниспослана милость Аллаhа (с.т.). Ночь (Лайлатуль-Мубахат) приходится на эти 10 Дней (Ночей). В эти Дни Пророку Мухьаммаду (с.т.а.в.) были принесены клятвы (Баййар-Ридваан) в День АльХудайбии (см. Коран 48:18).
Передано, что Пророк Мухьаммад (с.т.а.в.) однажды произнес: «Из всех дней этого мира самые лучшие — 10 дней месяца Зуль хиджа».
То же говорилось и про ночи, но в другом хадисе передано, что лучшие 10 ночей — последние 10 Ночей месяца Рамазан. Пророк Мухьаммад (с.т.а.в.) сказал: «Кто держит пост в День Арафат, тот получит такое же вознаграждение, как если бы постился весь год, который был до этого, и весь год, который последует». Пророк Мугьаммад (с.т.а.в.) никогда не пропускал следующие виды Ибадата:
1) пост в течение первых 9 дней месяца Зуль хиджа;
2) пост в День Ашура (10-й Мухаррам);
3) пост в течение 3 дней ежемесячно;
4) выполнение 2 ракаатов дополнительного намаза до утреннего.
Пророк Мухьаммад (с.т.а.в.) говорил: «Из всех дней Аллаh (с.т.) больше всего любит искреннее поклонение Ему верующих в 10 Дней месяца Зульхиджа. И человек, посвятивший посту хотя бы один из этих 10 Дней, получит награду как за пост в течение целого года. А тот, кто в ночное время искренне совершает Ибадат (Поклонение) Аллаhу (с.т.) хотя бы в одну из этих 10 Ночей, подобен тому, кто совершает Ибадат в ночное время в течение всего года».
Саид ибн Джубейр (р.а.) говорил, обращаясь к верующим: «Не гасите свет в эти 10 Ночей». Имеется в виду ночное бодрствование с единственной целью совершать Ибадат.
Пророк Мухьаммад (с.т.а.в.) говорил: «Соблюдающему пост в эти 10 Дней за каждый День будет записана награда поста целого года».
«Дающий милостыню (садакьа) в течение этих 10 Дней равен дающему благотворительное пожертвование всем Пророкам и Посланникам Аллаhа (с.т.)».
«Посещающий больного в эти Дни равен тому, кто нанес такой же визит всем Авлия (особо приближенным к Аллаhу (с.т.)».
«Участие в совершении намазаджаназа (погребальной молитвы) равно совершению намаза-джаназа по всем Шаhидам (мученикам, погибшим за Ислам)».
«Того, кто даст одежду истинно верующему (нуждающемуся), Аллаh (с.т.) удостоит прекраснейшей одежды».
«К человеку, проявившему доброту по отношению к сироте, Аллаh (с.т.) проявит доброту в Судный День, День Воскрешения».
«Посещение религиозных уроков в эти Дни равноценно посещению религиозных уроков, проводимых всеми Пророками и Посланниками Аллаhа (с.т.)».
«Тому, кто в День Арафат выполнит 4 ракаата намаза во время между намазами Зухр и Аср (2 и 3 молитвами), при этом, читая в каждом намазе Суру „Фатихьа“ 1 раз и Суру „Ихлас“ 50 раз, запишется 1 миллион добрых деяний. За каждую прочитанную букву Корана человек продвинется на один уровень в Райский Сад (а расстояние между двумя уровнями равно путешествию длиною в 50 лет)».
Далее идет перечисление огромного количества благословений, которых, инша-Аллаh, удостоится читающий этот намаз.
Те, кто с полным и должным почтением проводят эти 10 Дней и Ночей, будут удостоены следующих особых даров Аллаhа (с.т.):
1) Баракат (благословение) в этой земной жизни (дунья).
2) Увеличение богатства (необязательно только материального, но, возможно, и духовного).
3) Увеличение численности его добрых деяний.
4) Облегчение страданий в момент смерти.
5) Свет в могиле взамен мрака.
6) Продвижение по лестнице в Рай, и др.
Намаз рекомендованный Посланником Аллаhа (с.т.а.в.) для выполнения в эти 10 Ночей:
Прочесть 4 ракаата ночного намаза-тахаджуд в последнюю треть ночи.
При этом в каждом из 4 ракаатов читать: Суру «Фатихьа» — 1 раз, Суру «Фалякь» — 1 раз, Суру «Нас» — 1 раз, Суру «Ихлас» — 3 раза, «Аят-уль-Курси» — 3 раза. Затем попросить желаемое (как в обычном дуа, обращаясь к Аллаhу (с.т.) с просьбой исполнить что-либо). Читающий этот намаз заслуживает такой же награды как совершивший Хадж (паломничество в Священную Мекку), совершивший зиярат (посетивший) на могилу Пророка Мухьаммада (с.т.а.в.) и сражающийся на Пути Аллаhа (с.т.). Дуа такого человека будет принято, инша-Аллаh.
Тот, кто (после полного покаяния) искренне совершает такой же намаз с дуа в каждую из этих 10 Ночей, будет удостоен Рая, и ему будут прощены грехи.
Тот, кто в День Арафат будет соблюдать пост днем и искренне читать вышеприведенный намаз и дуа ночью, тот удостоится чести быть прощенным Аллаhом (с.т.), и быть равным совершающему Хадж.
День Арафа — это день накануне праздника Курбан-байрам. Достоинство и важность этого дня не уступают достоинству самой горы Арафа. Долина Арафа — это место, которым Аллаh (с.т.) почтил паломников, а что касается дня Арафа, то Аллаh (с.т.) одарил им всех Своих рабов, где бы они ни находились. Кому не удалось совершить Хадж, посетить дом Аллаhа (с.т.) и выполнить все обряды Хаджа, в том числе и стояние на горе Арафа, тому, если он хочет утешиться, надо воспользоваться днем Арафа, поскольку он предназначается для всех мусульман. День Арафа — самый памятный из дней Аллаhа (с.т.), и за совершение благих поступков в этот день вознаграждение увеличивается многократно, и никто кроме Аллаhа (с.т.) не знает его истинного размера. И грехи в этот день записываются многократно.
Какое бы благочестивое деяние ни совершил человек, приближаясь к Аллаhу (с.т.) с чистым намерением, в Судный день он, несомненно, увидит такое вознаграждение за него, которое невозможно описать. И самый важный из тех поступков, с помощью которых можно приблизиться к Аллаhу (с.т.), — это пост в день Арафа. У Пророка (с.т.а.в.) есть много хадисов об этом дне, суть которых сводится к тому, что если провести этот день в посте, то постящемуся простятся грехи двух лет — предыдущего и последующего.
Муслим приводит в своем хадисе-сахих от Абу Катады: «Пророка (с.т.а.в.) спросили о посте в день Арафа. Он ответил: «Это очищение от грехов за год до него и за последующий год».
Воспользуйтесь, дорогие братья, этими десятью днями, которыми почтил нас Великий Аллаh (с.т.) в этом почетном месяце. И представьте, что вы объединили время и место Арафа, представьте, что вы стоите на горе Арафа и Аллаh (с.т.) почтил вас этим временем Арафа. Каков же смысл этого дня? Смысл заключается в том, чтобы вы обращались к Всевышнему Аллаhу (с.т.) в своих трепетных молитвах.
Пророк (с.т.а.в.) сказал: «Лучшая мольба — это ду’а в день Арафа, а лучшее из того, что сказал Я и Посланники до меня, — это «Ла илаhа илла ллаh». Обратите внимание, Пророк (с.т.а.в.) не назвал ду’а в Лайлатуль-Кьадр или дуа человека в земном поклоне, Он сказал: «Лучшая мольба — мольба в день Арафа». Потому что шайтан в этот день уменьшается до столь ничтожных размеров, что в мире не остается никого ничтожнее его.
Устаз Исамуддин САИДОВ (кь.с.)