Даже Сталин благодарил мусульман за усердие в джихаде

19.02.2013

После событий 11 сентября образ Ислама в глазах обывателя зачастую стал ассоциироваться с ликом Усамы бен Ладена, рушащимися зданиями Всемирного торгового центра и вооруженными и голодными «боевиками». Как бы само собой разумеющимися стали параллели между исламским понятием «джихад» и насилием, терроризмом и т. д.

 

Тем не менее, россиянам, насчитывающим в своей истории минимум три, а согласно мнению некоторых историков, четыре, отечественные войны, как никакому другому народу, близка концепция джихада в Исламе. Мы не будем разбирать все формы и тонкости данного аспекта мусульманской религии, ведь джихадом также считается борьба со своим внутренним эго и уход за престарелыми родителями, а коснемся того вопроса, который вызывает наибольшие споры, т. е. концепции «вооруженного джихада».

 

Как подчеркивают исламские богословы, ближайшим аналогом понятия «вооруженный джихад» в русском языке является «отечественная война», т. е. отражение агрессии со стороны врага. В «Основных положениях социальной программы российских мусульман» Совет муфтиев России записал, что: «Защита Отечества, интересов государства, забота о его безопасности – одна из важнейших обязанностей человека перед Аллахом».

 

Тут также можно напомнить, что Ислам не предусматривает разделения на мирское и духовное. Любое дело, даже самого незначительного, бытового характера, может быть классифицировано с точки зрения мусульманского права, а также может служить выражением духовности человека. Таким образом, джихад, т. е. защита себя, своей семьи, своей Родины в Исламе объявляется религиозным долгом, за выполнение которого верующего ждет награда Всевышнего. Более того, дезертирство считается одним из величайших грехов.

 

В этой связи можно вспомнить о роли мусульман в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. Лучшим свидетельством этого являются тысячи ветеранов и еще большее количество погибших в боях от Москвы до Берлина. Тем не менее, не лишним будет привести и несколько фактов.

 

До сих пор остается достоянием узкой группы специалистов то обстоятельство, что в покрытой ореолом героизма и стойкости Брестской крепости значительную часть гарнизона составляли представители мусульманских народов - чеченцы и ингуши. 

 

В тяжелые дни Великой отечественной тогдашний Муфтий Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) Габдурахман Расулев призвал мусульман встать на защиту Родины. «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним слова Пророка Мухаммада (мир ему): «Любовь к Родине – это часть твоей веры», - сказал муфтий на съезде мусульманского духовенства в Уфе в 1942 году.

 

Кроме того, в годы войны в мечетях был начат сбор денег, одежды, продуктов для нужд фронта и поддержки семей военнослужащих. В 1943 он от имени мусульман Советского Союза Г. Расулев направил Иосифу Сталину письмо с заверениями в поддержке Красной Армии, а также собранные им среди мусульман деньги на строительство танковой колонны. Личный денежный вклад Г. Расулева составил 50 тыс. руб. 

 

В ответ Сталин тогда лично написал: «Благодарю Вас за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной армии. Примите мой привет и благодарность Красной армии. И. Сталин». Это обстоятельство в дальнейшем сыграло значительную роль в либерализации государственной политики по отношению к религии в послевоенные годы.

 

Также на Северном Кавказе в годы Великой отечественной войны суфийских шейх Хумайд-эфенди из Андыха, к мнению которого прислушивались десятки тысяч мусульман, постоянно обращался с мольбой ко Всевышнему избавить страну от захватчиков. Своих учеников-мюридов он призывал поступать согласно его примеру, рассказывается в книге М. Абдурахманова о шейхах накшбандийского тариката. 

 

Передают, что, когда гитлеровцы вплотную подошли к Москве, он сказал одному из своих мюридов: «Теперь можно об этом уже не просить, наступил срок поражения немцев». Через некоторое время, как и предсказал шейх, фашисты, были отброшены от Москвы, потерпев полное поражение.

 

События Великой отечественной широко отражены в творчестве писателей и поэтов-фронтовиков, представителей мусульманских народов. Среди них - Абдурахман Абсалямов, Заки Нури, Газулла Габидуллин, Сырбай Мауленов, Расул Рза, Халим Гиляжев, Хабиб Юсуфи, Мустай Карим, Самед Варгун, призвавший: «Азербайджан, вставай, всех воинов собрав», и многие другие. Уместно добавить, что в 1941 году в осажденном Ленинграде в Эрмитаже состоялись чтения, посвященные дню рождения Низами, о чем пишет Н. Тихонов в «Ленинградских рассказах».

 

Также можно вспомнить А. Абулгасана, оборонявшего Крым, Эфенди Капиева, описавшего первые дни войны, Абу Сарсенбаева, участника освобождения Балкан, Сугонбая Эралиева, Максима Геттуева, Хамида Алимджана, сражавшегося под Москвой. «В каждом доме, где Пушкина имя звучало, дышит, свято хранима, и речь Навои», - писал он в те дни.

 

Джамбул Джамбаев и Ханиф Карим описали Сталинградскую битву. В стихах последнего провозглашается: «Я буду сокрушать врага и как поэт, и как солдат». Ариф Сапаров является автором документальной повести «Дорога жизни» о подвиге блокадного Ленинграда. Малих Харис в бою на Курской дуге написал:

 

«Пусть час последний свой, земля родная,
В бою я встречу на восходе дня,
Чтоб ты, сынов достойно вспоминая,
Не позабыла вспомнить и меня».

 

Сидя на ступеньках Рейхстага, башкирский поэт Кадыр Даян сочинил такие строки: «Так любые закончатся войны – над вражьей столицей наше знамя лучится на весеннем ветру». В гитлеровских застенках погиб татарский поэт Муса Джалиль, автор «Моабитской тетради». Казах Саттар Сейтхазин в стихах описал чувства ребенка во время войны: «На фронте отец. Обезлюдел аул… Груз тяжкой работы лег маме на плечи». Эти же темы освещены и в творчестве Чингиза Айтматова.

 

Во время Великой отечественной значительная часть народного хозяйства и военной промышленности была перенесена в Среднюю Азию, на Урал, Поволжье, Западную Сибирь, Казахстан. Таким образом, мусульмане внесли огромный вклад в «борьбу в тылу».

 

Воспоминания о войне до сих пор свежи на Кавказе. В начале «нулевых» в поселке Альбурикент, расположенном недалеко от столицы Дагестана г. Махачкалы, по решению совета и мусульманской общины села был установлен памятный знак, посвященный героям ВОВ.

 

Также в других регионах России, где проживают мусульмане, День Победы не обходится без чествования ветеранов и памятных мероприятий. Например, в Петербурге в наши дни живут мусульмане, продолжавшие в блокаду выполнять предписания Шариата.

 

Великая отечественная война - не единственный пример того, какую роль «вооруженный джихад» сыграл в истории России. Не многие знают о том, что одними из первых, вставшими на защиту России от смуты и иностранного нашествия в 17 веке, были отряды татар и башкир. 

 

В первой мировой, которую в начале века называли не иначе как отечественной войной, мусульмане также приняли деятельное участие. Здесь будет достаточно одного упоминания «Дикой дивизии», покрывшей себя великой славой в ходе знаменитого Брусиловского прорыва. 

 

«Как горная лавина обрушился ингушский полк на германскую Железную дивизию. Он немедленно был поддержан чеченским. В истории Отечества не была случая атаки конницей вражеской тяжелой артиллерии… Менее чем за полтора часа перестала существовать Железная дивизия. Передайте им от моего имени, от имени двора и Русской армии братский сердечный привет отцам, матерям, братьям, сестрам и невестам этих Храбрых Орлов Кавказа. Никогда не забудет этого подвига Россия», - писал в 1916 император Николай II.

 

Более того, фракция депутатов-мусульман в Государственной Думе поддерживала правительство во время первой мировой войны, в то время как некоторые депутаты не мусульмане выступали за поражение российского правительства. В 1915 году в журнале «Война» (Петроград) было рассказано о двенадцатилетнем добровольце Абубакаре Джуркаеве из Чечни, отправившимся на фронт вместе с отцом.

 

В Отечественной войне 1812 года конные отряды, составленные из мусульман, зачастую шли в авангарде российской армии. В своих призывах к сопротивлению Наполеон говорил, что Франции грозит нашествие «диких татар, которые едят лошадей». По некоторым данным, именно татарско-башкирский полк первым вошел в Париж. С началом Отечественной войны 1812 года мусульмане собрали в пользу армии 500 тысяч рублей и отправили на фронт 4139 строевых лошадей. Также было сформировано свыше 30 башкирских и татарских полков по 500 рядовых в каждом, были в российской армии и отряды крымских татар.

 

Таким образом, рассмотрев эти и многие другие моменты, Совет алимов (исламских ученых) Дагестана (САД) на запрос мусульман «Могут ли считаться последователи Ислама, погибшие во время Великой отечественной войны (ВОВ), шахидами (павшими за веру)?» в свое время вынес фетву.

 

«Понятие джихада в Исламе имеет самые различные формы, - говорится в фетве Совета алимов. - В том числе война против угнетателей и оккупантов также может рассматриваться как джихад, а Великая отечественная война была именно таковой». 

 

И далее ученые разъясняют: «По Исламу действия нацистских захватчиков рассматриваются как зульм (нарушение, притеснение, попрание чьих-то прав). Поэтому, если намерение мусульманина, воевавшего на фронтах ВОВ, состояло в том, чтобы сражаться против врага, желавшего поработить его, его семью, его народ, ради Аллаха, то этот человек может считаться шахидом (павшим за веру)».

 

Отсюда видно, что все аяты Корана и высказывания Пророка (мир ему), касающиеся шахидов, относятся также и к тем мусульманам, кто погиб ради Всевышнего, защищая свою Родину от гитлеровцев. «Не считай тех, кто пал на пути Аллаха, мертвыми - нет, живые. У Господа своего они получают удел», - говорится в Коране.

Автор: Абдулла Ринат Мухаметов