Хадисов, рассказывающих об этой стороне жизни нашего Пророка Мухьаммада (с.т.а.в.), так много, что выбрать из них всего несколько примеров, действительно, очень трудно.
1. Неприятие Посланником Аллаhа (с.т.а.в.) золота.
Посланник Аллаhа (с.т.а.в.) сказал: «Мой Аллаh (с.т.) предложил мне превратить горы Мекки в золото. Но я попросил Его: «О Аллаh (с.т.)! Я бы хотел питаться один день и голодать второй, чтобы взывать к Тебе и помнить о Тебе, когда я голоден, и быть благодарным Тебе и прославлять Тебя, когда я сыт».
Так сказал наш Пророк (с.т.а.в.). Мы претендуем быть его последователями и гордимся тем, что являемся членами его общины (уммы). Но разве не должны мы следовать его примеру и на деле?
2. Бедность Посланника Аллаhа (с.т.а.в.).
Однажды Посланник Аллаhа (с.т.а.в.), решил на месяц оставить своих жен, за что-то рассердившись на них. Так в течение месяца он жил в отдельной комнате на верхнем этаже. Тут начали распространяться слухи о том, что Посланник Аллаhа (с.т.а.в.), развелся со своими женами. Услышав об этом, Умар (р.а.) поторопился в мечеть. Он увидел собравшихся вместе сподвижников, которые сидели и плакали, переживая по поводу гнева Посланника Аллаhа (с.т.а.в.). Затем он отправился к своей дочери Хафсе (р.а.) (которая была женой Посланника Аллаhа (с.т.а.в.)), и застал её плачущей в своей комнате. Он сказал ей: «Что ты теперь то плачешь? Разве я не предупреждал тебя все это время, чтобы ты не делала ничего, что может огорчить Посланника Аллаhа (с.т.а.в.)?»
Он вернулся в мечеть и увидел несколько сподвижников, которые сидели возле минбара и плакали. На какое-то время он присел рядом с ними, но не выдержал и отправился к Посланнику Аллаhа (с.т.а.в.). Там он встретил слугу Рабаха (р.а.), сидевшего на лестнице. Умар (р.а.) попросил его спросить у Посланника Аллаhа (с.т.а.в.) разрешения войти. Рабах (р.а.) вошел внутрь и, вернувшись, сообщил, что Посланник Аллаhа (с.т.а.в.) промолчал и ничего не ответил. Умар (р.а.) вернулся в мечеть и сел возле минбара. Снова печаль, терзавшая его душу, не давала ему покоя, и он попросил Рабаха (р.а.) во второй раз спросить позволения Посланника Аллаhа (с.т.а.в.). Но Посланник Аллаhа (с.т.а.в.) и на этот раз ничего не сказал.
Прождав возле минбара еще какое-то время, Умар (р.а.) в третий раз попросил разрешения увидеть Посланника Аллаhа (с.т.а.в.) и ему было позволено.
Когда он вошел, то увидел Посланника Аллаhа (с.т.а.в.) лежащим на циновке из пальмовых волокон. На его статном теле были отчетливо видны переплетающиеся следы, оставленные ею. Подушкой у него служил кожаный мешок, набитый волокнами пальмового дерева.
Умар (р.а.) рассказывает: «Я поприветствовал его и спросил: «Ты дал развод своим женам, о Посланник Аллаhа (с.т.а.в.)?» Он ответил, что нет. Мне так полегчало! Затем, чтобы развеселить его, я сказал: «О Посланник Аллаhа (с.т.а.в.)! Мы, курайшиты, всегда главенствовали над своими женами. А что касается ансаров Медины, то власть у них принадлежит женщинам. Теперь и наши женщины стали брать с них пример». Я рассказал ему еще несколько подобных шуток, которые заставили его улыбнуться. Тут я заметил, что все содержимое его комнаты – это три куска недубленой кожи и пригоршня ячменя, лежавшие в углу комнаты. Я посмотрел вокруг, но ничего более не обнаружил. Тут я заплакал. Он спросил меня: «Почему ты плачешь?» Я ответил: «О Посланник Аллаhа (с.т.а.в.)! Как же мне не плакать? Я вижу на твоем теле следы циновки, вижу в этой комнате все, что есть у тебя. О, Посланник Аллаhа (с.т.а.в.)! Попроси Аллаhа (с.т.) даровать нам достаток. Вера персов и византийцев неистинна, они не поклоняются Аллаhу (с.т.), но их короли – император и хосрой – живут сейчас в садах, посреди которых текут реки. А избранный Пророк, достойнейший раб Аллаhа (с.т.) живет в такой страшной бедности!» Посланник Аллаhа (с.т.а.в.) в это время отдыхал, облокотившись на подушку. Но, услышав мои слова, он сразу же сел и сказал: «О Умар (р.а.)! Неужели ты сомневаешься? Блага и прелести следующего мира (ахират) намного лучше, чем блага и прелести этого мира (дунья). Неверные наслаждаются своей долей благ в земной жизни, в то время как мы оставляем все это для жизни следующей».
Я стал умолять его: «О Посланник Аллаhа (с.т.а.в.)! Попроси Аллаhа (с.т.) простить меня. Я действительно был не прав».
Посмотрите на обстановку в доме любимого Пророка Аллаhа (с.т.а.в.). Посмотрите, как он упрекает Умара (р.а.) за то, что тот попросил его обратиться к Аллаhу (с.т.) с мольбами немного облегчить их жизнь.
Как-то раз Айшу (р.а.) спросили: «На чём спал Посланник Аллаhа (с.т.а.в.) в твоем доме?». Она ответила: «Его постелью была кожа, набитая пальмовыми волокнами».
Тот же вопрос задали Хафсе (р.а.) и она ответила: «Его постель представляла собой кусок холщевой ткани, которую я стелила ему, сложив пополам. Однажды я сложила её вчетверо, чтобы было более удобно. На следующее утро он спросил меня: «Что ты постелила мне вчера вечером?» Я ответила: «Тот же самый холст, но только я сложила его вчетверо, а не пополам как обычно». Он сказал: «Стели как раньше. Слишком мягкая постель мешает вставать на добровольную ночную молитву (тахаджжуд)».
Теперь давайте посмотрим вокруг себя, взглянем на обстановку наших спален. Живя в таком комфорте, мы не стесняемся жаловаться на тяжелые времена вместо того, чтобы быть более благодарными Всевышнему Аллаhу (с.т.) за те блага, которыми Он нас одаривает.