Для чего жить по Исламу?

01.12.2012

 

Цели человека в период юношества в большинстве случаев сводятся к стремлению обрести как можно больше друзей, стать популярным в своём обществе, одеться по последней моде, иметь возможность выделиться среди сверстников…

 

Заканчиваются годы учёбы, и настаёт пора деловой, рабочей жизни. В этот период человек стремится утвердиться на своём рабочем месте, заработать как можно больше денег, продвинуться как можно выше по служебной лестнице. Он отдаёт этой цели все свои силы и время. Наряду с этим он старается найти для себя достойного спутника жизни и создать семью. Самым главным в жизни, по его убеждению, является создание уютного семейного очага. Если подвести некий итог, то получается такая цепочка: человек рождается, вырастает, получает образование, окунается с головой в работу, обзаводится семьёй, растит детей, вкладывает все силы в то, чтобы заработать и накопить материальные средства, а также приобрести авторитет в обществе, затем женить своих детей; у него появляются внуки и жизнь его теперь уже посвящена заботе о них…

 

Вся жизнь такого человека построена на программе достижения этих или подобных заурядных жизненных целей и идеалов. Однако всю свою жизнь, до наступления своего последнего часа, он, возможно, никогда и не задумывался о смерти или же задумывался, но очень редко. Вполне возможно, что в своей жизни он был свидетелем смерти кого-либо из своего окружения, но смерть представлялась ему чем-то очень далёким. Может быть, он даже не приближался к мысли о ней. Ведь он был настолько поглощён своими жизненными стремлениями и бесконечной суетой, что у него «не было времени» для такого рода размышлений.

 

«Почему я появился на этом свете, зачем я здесь, во имя чего, во имя каких целей и ценностей я живу? Что потом?» – большинство людей не ищут ответы на эти вопросы и махнули на них рукой.

 

 

Что дает человеку ислам?

 

Ислам наполняет жизнь смыслом. Или, говоря языком шариата, выводит человека от поклонения людям к поклонению Господу людей. Аллах говорит: «Клянусь предвечерним временем, что человек находится в убытке. Кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение» («Предвечернее время», 1–3).

 

Аллах также сказал: «Разве Мы не повели его (не указали ему) к двум вершинам? Но он не стал преодолевать крутую тропу» («Город», 10, 11). Далее Всевышний Аллах перечисляет признаки того, кто выбрал «крутую тропу», – признаки мусульманина. Смысл этих аятов Корана состоит в том, что вера в Аллаха делает справедливость и добрые дела образом жизни человека. Образом, который не зависит от окружающих людей, от чьего-то порицания или одобрения. Поклонение Аллаху и образ жизни, к которому оно приводит, – единственная верная альтернатива поклонению имуществу, власти, общественному мнению и другим идолам. Аллах прямо угрожает в Коране тому, кто строит свою жизнь, поклоняясь имуществу и попирая на этом пути права других людей.

 

Ислам освобождает человека от комплексов. Осознанный ислам связывает человека с «Создателем небес и земли», Тем, Кто создал окружающих нас людей вместе с их кознями и благом, их намерениями и устремлениями, их влиянием и богатством. Тем, Кто реально всем этим владеет и управляет. Понимание этой связи – это самая большая сила, которой только может овладеть человек. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый человек получает только то, к чему он стремился» (Аль-Бухари). Хузейфа Аль-Мар’аши сказал: «Искренность человека состоит в том, что его действия наедине с самим собой не отличаются от действий в окружении людей». Фудейл ибн Ияд сказал: «Оставление деяния из-за общества является показухой, действие же, совершённое ради людей, является многобожием».

 

Ислам делает человека членом одной большой семьи. Аллах говорит: «Воистину, верующие – братья» (сура «Комнаты», аят 10). Принимая ислам, человек становится братом огромного количества людей, которые любят его и всегда готовы помочь в тяжёлой ситуации, зная о нём лишь то, что он мусульманин. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе» (Аль-Бухари). Мусульманин любит своего брата, не имея с ним родственных связей и не получая от него никакой выгоды. Эта любовь является составной частью его убеждений. Исламская история хранит удивительные примеры единения сердец, каких никогда не видело человечество.

 

Однажды умирающему на поле боя сподвижнику Пророка (мир ему и благословение Аллаха), мучимому жаждой, поднесли воду. Но в это время он услышал стоны своего брата, просившего воды… Стакан прошёл через несколько рук, после чего вернулся к нему же. Все раненые погибли от жажды, а стакан так и остался полным. Имена этих людей вошли в историю, но, умирая, они думали только об одном: довольстве Аллаха и Рае, «ширина которого подобна ширине небес и земли».

 

 

И все-таки…

 

…не для этого человек выбирает ислам: не для того, чтобы обрести душевное равновесие или обзавестись новыми друзьями. Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Рассеивающие», аят 56). Смысл слова «поклонение» в понимании людей часто ограничивается совершением молитвы, соблюдением поста и паломничеством. Тогда как его арабский эквивалент подразумевает всю целенаправленную деятельность человека. Ислам не делит жизненные сферы на религиозные и светские. Ислам – это, скорее, путь, чем религия. Путь, который объемлет все аспекты человеческой жизни, начиная с надевания обуви и заканчивая построением государства.

 

На протяжении всей истории человечества Всевышний Аллах отправлял к людям посланников (мир им), которые очерчивали для них чёткий правовой круг: шариат. Последним из пророков, посланным всему человечеству, был Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Следование шариату (стремление к довольству Всевышнего и отдаление от Его гнева) и есть поклонение Аллаху.

 

Жизнь – это испытание. Испытание на праведность. Мусульманин убеждён в том, что каждый человек будет отвечать за каждый свой поступок. «В тот день люди выйдут толпами, чтобы узреть свои деяния. Тот, кто сделал добро весом в пылинку, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в пылинку, увидит его» (сура «Землетрясение», аяты 6–8). В суре «Подаяние» Всевышний Аллах связывает алчность человека с неверием в День суда: «Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка…» (аяты 1–3).

 

Власть в этот День, как и во все другие, будет принадлежать исключительно Всевышнему Аллаху, Который будет вершить Суд по своей Милости, Справедливости и Мудрости. Правители и подданные, богатые и бедные – все будут равны перед Ним. Все будут жаждать Его награды и страшиться Его наказания. Результатом Судного дня станет то, что все люди разделятся на две группы. Первая будет наказана Всевышним Аллахом и войдёт в Ад. Вторая будет сполна вознаграждена Создателем и окунётся в мир наслаждений и удовольствия – Рай. Там человек найдёт всё, что ему нравилось в этой жизни в абсолютной форме. И гораздо больше: «…то, чего не видел глаз, о чём не слышало ухо и чего даже не представляло человеческое сердце» (Аль-Бухари).

 

 

Заключение

 

Всех, кто не следует путём Посланника Аллаха, мир ему и благословение, и дочитал эту статью до конца, я призываю задуматься о смысле жизни и уделить время тому, чтобы найти в религии Аллаха ответы на самые важные в жизни вопросы: почему я появился на этом свете, зачем я здесь, во имя чего, во имя каких целей и ценностей я живу? Что потом? ИншаАллах, время потраченное на эти размышления, вы не променяете на всю предыдущую жизнь. И да поможет нам Аллах.

 

Абдулмумин Гаджиев