Дербентская Джума-мечеть

08.01.2013

 

Дербентская Джума-мечеть — является одним из уникальных памятников культовой архитектуры, старейшая мечеть в России и на территории СНГ, которой уже исполнилось 1300 лет.

 

Дербент – это один из немногих древних мусульманских городов, сохранивших первоначальный облик. Более того, в наше время нет другого  города, который бы знал столько нашествий и разрушений.

 

Начальной точкой отсчета проникновения и распространения Ислама на территории современной Российской Федерации являются два события, произошедшие во времена Праведных Халифов. Один из них связан со вступлением мусульман на землю Дагестана, бывшей некогда северной окраиной мусульманского мира и позже вошедший в состав арабского (исламского) халифата.

 

Здесь начинали свою благотворную миссию многие деятели раннего Ислама и потомки Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Завоевав Иран, мусульмане при правлении второго Праведного Халифа Умара в 643 году достигли стен великого Дербента. Они рассматривали город как центр распространения мусульманской религии на севере и востоке Кавказского хребта, а также в Прикаспии. С тех самых пор Дербент превратился в средоточие духовной мысли огромного региона, а главной религией народа был Ислам.

 

Городу-крепости Дербент было дано также арабское название Баб аль-Абваб ("Врата врат"). Именно через эти «ворота» примерно в 20-х годах хиджры (642 -644 гг.) вошли в Дагестан посланцы мусульманского халифа, чтобы приобщить местное население к Исламу. Впоследствии Дербент занял особое место в истории Дагестана.

 

Согласно заключенному договору, Дербент не облагался данью, но взамен был обязан оборонять северный рубеж Арабского халифата от северных соседей и врагов - хазар.

 

Дербент стал крупным административно-политическим, культурным и идеологическим центром.

 

Дербент по праву считается одним из центров распространения ислама среди населения нынешней европейской части России. Джума-мечеть принадлежит к самым значительным ранним мечетям, построенным в исламском халифате.

 

 В 733 году было построено 7 мечетей, по одной в каждом магале (районе). Дополнительно была возведена большая кафедральная соборная мечеть – аль-Масжид-ул-Джамии для совершения общего пятничного намаза. В разные периоды количество священных сооружений менялось. По архивам в 1796 году в Дербенте действовало 15 мечетей.

 

Многочисленные письменные источники сообщают о строительстве «большой соборной мечети» в 115 году хиджры (733/4г.) завоевавшим Дербент арабским полководцем Масламой ибн Абд-ал-Маликом, которого местная историческая хроника «Дербенд-наме» и народные предания называют Абу-Муслимом. Эту же дату сообщает и арабская надпись, сохранившаяся над центральным входом в мечеть: «Входите сюда с миром и в спокойствии! В сто пятнадцатом году хиджры пророка - Да благословит его Аллах и приветствует Его и весь его род!».

 

Кроме приведенного выше арабского текста другая, комбинированная надпись над входом сообщает:

 

Арабский текст: «Год 115. Аллах и его посланник. Боже благослови Мухаммада и род Мухаммада».

 

Персидский текст: «Упала мечеть в семьсот семидесятом. Восстановил Африбурз бен Теймураз с помощью Всевышнего. 770год хиджры».

 

Надпись не сообщает, когда и в силу каких обстоятельств разрушилось здание мечети.

 

На протяжении многовековой истории Джума-мечеть неоднократно перестраивалась.

 

Ещё одна персидская надпись в стороне от первых, на западном торце портала, сообщает имя строителя (архитектора): «Нет Бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха. Воистину работа мастера Тадж - ад-Дина бен Муса, бакинского строителя».

 

Сегодня Джума-мечеть расположена в старой части города и представлена комплексом самых интересных архитектурных ансамблей древнего Дербента. Внутренний интерьер Джума - мечети поражает своей грандиозностью и монументальной торжественностью. Два параллельных ряда мощных колонн перекинутых аркадой куполов и сводов и подчеркнутых слабым верхним светом небольших оконцев, создают впечатлительную перспективу светотеней. Цветовой колорит кирпичных сводов, побеленных стен и колонн, покрывающих пол ярких ковров, полумрак и прохлада, царящая даже в знойный летний день, ещё больше подчеркивают монументальную торжественность интерьера этого, одного из крупнейших и древнейших мусульманских культовых сооружений Кавказа.

 

В комплекс Джума - мечети также входит здание медресе, которое состоит из ряда небольших, одинаковых по размерам помещений для учеников. Перед входом в каждое такое помещение устроены перекрытые стрельчатым сводом лоджии, образующие фасад медресе в виде аркады из тесаного камня.

 

Архивные данные свидетельствуют, что медресе, основанное в XV в. и перестроенное при Ших-Али-хане, было затем расширено (до начала XIX в, медресе состояло лишь из шести центральных секций) и окончено строительство уже после 1810 г.

 

Строительство медресе и формирование всего комплекса Джума - мечети было, по-видимому, завершено лишь в 1815 г., так как именно в этом году были построены одни из ворот комплекса (о чем сообщает персидская надпись на воротах).

 

Джума-мечеть была самым крупным зданием в городе. Ее размеры по тем временам считались внушительными: 68 м – с запада на восток, и 28 м – с юга на север. Высота купола равна 17 м. Двор мечети – 55х45 м.

 

Внутреннее пространство состоит из трех нефов. Ширина среднего нефа – 6,3 м, боковых – по 4 м, они разделены квадратными столбами-опорами (97х97 см) с профилированными капителями. Между столбами перекинуты стрельчатые арки.

 

Спустя 1300 лет Джума-мечеть снова предстала перед нами в первозданном виде и великолепии. Сменялись эпохи, происходили стихийные бедствия, уходили поколения народов, город менялся, а Джума-мечеть, как неприступная крепость Аллаха, стоит и сегодня, выдержав все испытания эпохи.

 

Несмотря на свою многовековую историю, мечеть хорошо сохранилась. Джума мечеть внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО.

 

В конце 20-х годов XVIII века писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский так описывал Джума-мечеть:

 

«...Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет... Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не взывают их внимание на окруженные предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; всё дышит отсутствием настоящего... и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу»

 

История Джума - мечети помнит и недобрые времена. Ее закрытие в 30-е годы прошлого века шло в русле общей атеистической кампании, развернутой по всему СССР. Однако, в отличие от тысяч других культовых учреждений, судьба Джума - мечети оказалась более циничной: в 1938-1943 гг. она находилась в руках НКВД и служила городской тюрьмой со всеми атрибутами этого учреждения. В 1943 году в разгар Великой Отечественной войны постановлением из Москвы мечеть была передана духовенству с правом дальнейшего использования по назначению.

 

Старожилы Дербента вспоминают, с каким трудом им приходилось очищать мечеть от тюремной скверны. Причем ее оборудование и восстановление осуществлялось исключительно за счет добровольных пожертвований верующих.

 

В советские годы Джума-мечеть в Дербенте являлась крупнейшей на Северном Кавказе. До последних лет она оставалась единственной во всем Южном Дагестане. На пятничный намаз сюда съезжались верующие из многих районов.

 

Сменялись эпохи, сотрясались стихийные бедствия, уходили поколения за поколениями, Дербент постепенно менял свой облик, а его Джума-мечеть, как неприступная крепость, стоит и сегодня, выдержав все испытания временем.

 

И с того памятного года Джума-мечеть продолжает выполнять свою священную роль и служить духовной опорой верующих и праведных людей. А бесценным подарком и украшением Джума -мечети, несомненно, являются старые платаны — четыре дерева, одно величественнее другого, возвышающиеся над высоким куполом мечети. По ним Джума-мечеть узнается с любой точки древнего мусульманского города.

 

 

 

Платаны Джума-мечети

 

В рамках всероссийской программы «Деревья – живые памятники природы» дербентские платаны, находящиеся на территории городской Джума - мечети, были признаны памятниками живой природы всероссийского значения и взяты под охрану Совета по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. По оценкам ученых, их возраст равняется нескольким столетиям. Дербентские уникальные платаны, как и сосна Байкушева в Болгарии, дуб Кайзера в Берлине, тополь в селе Константиново, лиственница Петра Первого в ботаническом саду МГУ, стали достопримечательностью города, республики и всей страны.

 

По преданию, платаны во дворе Джума - мечети были посажены в 9 веке великим ученым и имамом Шариата и тариката Абуль-Касым аль-Джунайд аль-Багдади, которые должны были играть одну из главных ролей по сохранению мечети от природных напастей. Платаны веками спасали мечеть от разрушения. Деревья вытягивают из земли всю влагу. Поэтому в мечети всегда сухо. И сырость не грозит этим стенам и куполам 8 века. Кроме того мощная корневая система прочно держит грунт. Словно живая арматура или стальная сетка. Бережёт мечеть от сильных землетрясений.

 

Восточные платаны живут две тысячи лет. Дербентские патриархи отслужили жителям города и мечети половину своего срока. Деревья, которые живут уже тысячи лет на территории Джума -мечети, являются бесценным богатством и украшением местности. Одно величественнее другого, они красиво возвышаются над высоким куполом мечети. По ним она узнаётся с любой точки города. 

 

Автор: Муслим Муфараджев