Панораму итальянских городов в ближайшее время могут изменить минареты мечетей.

30.01.2012

 

Согласитесь, выражение "итальянские мусульмане" звучит довольно непривычно. Тем более когда речь идет о стране, в столице которой находится Ватикан - город-государство, центр Римско-Католической Церкви. Однако если заглянуть в глубь веков, то нетрудно увидеть, что в Италии в отличие от многих других западноевропейских государств ислам получил распространение еще более тысячи лет назад.

 

 


История

 

В средние века ислам был широко распространённой религией в отдельных регионах на юге страны (Южная Италия) в эпоху арабских завоеваний. Так, Барийский эмират существовал на юге полуострова с 847 по 871 году. Гораздо дольше, с 700 по 1091 г., в общей сложности почти 400 лет, мусульмане контролировали острова Пантеллерия, Сицилия, Мальта и др., условно называемые Сицилийский эмират, хотя на последнем этапе своего существования он представлял собой несколько мусульманских княжеств со значительной долей христианского и крипто-христианского населения.

 

Именно тогда на острове Сицилия помимо мусульманской Испании утвердилась арабо-исламская цивилизация, оставившая заметный отпечаток на культуре и искусстве этого региона. Свидетельством тому - прекрасные архитектурные памятники в Палермо и других городах и селениях острова, его топонимика, яркие образцы декоративного и прикладного искусства, уникальные экспозиции в сицилийских музеях, книги и рукописи на арабском языке, в том числе древние тексты Корана, хранимые в крупнейших библиотеках острова.

 

Ряд памятников, связанных с арабами, а также с турками, сохранился и на континенте. Но позже, уже в эпоху Возрождения ислам нашел отражение в культурной традиции средневековой Италии. Норманское завоевание Сицилии положило конец существованию исламской госудасртвенности, но, как и в освобождённой Испании, значительные мусульманские общины сохранялись на Сицилии до начала ХIV века. Влияния исламской культуры и архитектуры ощущаются по сей день.

 

 

 

Роль иммигрантов

 

Сегодня ислам в Италии, как и во многих других странах Западной Европы, получил новое распространение, и он представлен здесь на двух уровнях. С одной стороны, это сами итальянцы, в разное время принявшие ислам. Их насчитывается свыше 10-15 тыс. человек, хотя иногда называются и более существенные цифры, вплоть до 30-50 тыс.

 

Но основная масса мусульман в Италии - это иммигранты, выходцы из 30 примерно стран Азии и Африки, число которых, по наиболее вероятным данным, достигло 560 тыс. Речь идет о людях, имеющих итальянское гражданство или временный вид на жительство и работу. По некоторым данным, число иммигрантов-мусульман по стране может достигать 700-800 тыс. и даже одного миллиона человек.

 

Процесс массового притока иммигрантов в Италию, включая и выходцев из мусульманских стран, следует отнести к середине 80-х годов, хотя отдельные исламские общины существовали здесь и ранее. В них состояли в основном выходцы из африканской страны Сомали и в меньшей степени Ливии, которые были в свое время итальянскими колониями. Часть приезжих, включая мусульман, основательно устроились здесь, имея постоянную работу или открыв свое дело. Имея надежную экономическую базу, люди оседают в стране, обзаводятся квартирой или даже собственным домом.

 

Между тем на подходе уже второе поколение итальянских мусульман, детей первой волны иммигрантов. Однако их постепенная интеграция в реальность итальянского общества не могла отлучить людей от их этнических и конфессиональных корней.

 

 

 

Религиозные объединения 

 

В настоящее время ислам в Италии, как и в соседней Франции, стал второй религией после католицизма. В связи со значительным увеличением числа иммигрантов за последние полтора десятилетия стали все явственнее проявляться четкие организационные формы религиозной жизни итальянских мусульман. Сначала возникали общины, открывались молельные дома, мечети, затем стали основываться различные исламские культурные ассоциации.

 

По данным, опубликованным в миланской газете "Иль Джорнал", 2002 году в Италии насчитывалось 350 мечетей и молельных домов, из которых примерно треть называется мечетями, хотя только единицы из них имеют характерный купол и минарет. Этнические различия между иммигрантами-мусульманами не позволяют пока говорить о каком-то единстве между ними.

 

Зачастую они опираются прежде всего на национальную общность, что приводит к созданию и параллельных структур. Это, например, марокканцы, составляющие самую многочисленную исламскую общину в Италии. Их более 100 тыс. человек, за ними вдвое меньшим числом идут тунисцы и албанцы.Далее следуют сенегальцы, которые создали такие формы единения, как мусульманские братства, занимающиеся не только вопросами культа, но и работающие над решением социально-экономических проблем общины. О

 

ни придерживаются принципов солидарности ее членов и действуют автономно от других мусульманских организаций. Несмотря на разнообразие этнических и религиозных общин, в Италии существуют и такие исламские центры, к которым тянутся мусульмане разного происхождения, в том числе итальянцы, исповедующие эту религию. Подобных центров насчитывается в стране более тридцати, но самые известные из них находятся в Милане и Риме, а на юге страны ими являются Неаполь и отчасти Палермо. 

В Милане - это исламский центр и Исламский институт культуры, основанные при соответствующих мечетях. Первый из них создан еще в 1977 году, и ведущую роль в нем играют мусульмане-итальянцы, исповедующие ислам суннитского толка. Этот центр проводит различные мероприятия по исламской тематике, выпускает вестники на итальянском и арабском языках, распространяет литературу, организует различные курсы, занимается реализацией дозволенного шариатом мяса халяль.

 

Старейшиной миланских мусульман считается Абдал Вахид Паллавичини, представитель одной из самых известных итальянских фамилий. Исламский институт культуры и его мечети связаны прежде всего с многочисленными иммигрантами, которые во время пятничного намаза из-за нехватки места молятся даже на прилегающей улице. Институт также проводит большую работу среди верующих.

 

Другой важный центр мусульман - это Рим и великолепная мечеть, построенная здесь в 1995 году и считающаяся самой крупной в Западной Европе. Она находится в ведении Итальянского исламского института культуры, связанного с аккредитованными в Риме посольствами мусульманских стран. Дипломатические представители этих стран входят в состав руководящего совета института.

 

 

 

На пути диалога с государством

 

Ясно, что в подобных условиях в Италии не раз предпринимались попытки объединения мусульман на общенациональном уровне. Как и в других странах, давно уже стала очевидной потребность иметь единое официальное представительство, столь необходимое для диалога с государством для решения насущных проблем исламской уммы в Италии.

 

В числе требований итальянских мусульман - преподавание Корана в школах или в качестве альтернативы создание мусульманских школ, уравниваемых в правах с другими, право женщин фотографироваться с покрытой головой при оформлении удостоверения личности, разрешение с места службы или работы на период совершения хаджа, признание пятницы нерабочим днем для мусульман, их права совершать полуденный намаз во время рабочего дня, получать разрешение на признание брака, совершенного по исламскому обряду. И это не считая уже достигнутого: открытие и регистрация молельных домов и мечетей, разрешение на государственном и местном уровне открывать пункты заготовки и продажи халяльного мяса, предоставление мусульманам отдельных кладбищенских участков.

 

Подтверждение этому можно найти в больших и малых городах страны. Но в целом в Италии пока нет еще многого из того, что сделано для мусульман в других западноевропейских странах. Кроме того, существуют и проблемы сугубо итальянского характера. В учебных программах итальянских школ предусмотрен "час религии", когда сами дети или их родители решают, какой религии отдать предпочтение или же сделать атеистический выбор, то есть вовсе не посещать этих занятий.

 

Но пока мусульманские дети не имеют достаточных возможностей посещать занятия по исламу, ибо где-то для этого не хватает подготовленных кадров, где-то нет помещения и т.д., а кое-где у начальства срабатывает комплекс исламофобии. Между тем треть итальянских мусульман считают приоритетной проблему преподавания детям основ своей веры. Столь же остро стоит проблема оказания духовной помощи страждущим в больницах, местах заключения, лагерях для беженцев.