О необходимости проявлять искренность и придерживаться благих намерений

01.12.2012

 Хадисы передают о необходимости проявлять искренность (ихляс) и придерживаться благих намерений (нийат) во всех делах и словах и в любых обстоятельствах - явных и тайных

Аллах Всевышний сказал:

«А велено им было только поклоняться Аллаху, храня верность Ему в религии и будучи ханифами, совершать Намаз и отдавать закят. Это и есть правильная религия». («Явное доказательство», 5).

Всевышний также сказал:

«Никогда не достигнет Аллаха ни мясо, ни кровь их, но достигнет Его ваше благочестие». («Хаджж», 37).

Всевышний также сказал:

«Скажи: Станете вы скрывать то, что в сердцах ваших, или обнаружите это, Аллах это знает...». («Семейство Имрана», 29).

 

Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб бин Нуфайль бин Абд аль-'Узза бин Рийах бин Абдуллах бин Курт бин Разах бин Ади Ибн Ка'б бин Луайй бин Галиб аль-Кураши аль-'Адави, да будет доволен им Аллах, сказал:

Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) переселение /1/ к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его, /2/ переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, /3/ переселится лишь к тому, к чему он переселялся». /4/

(Этот хадис приводят в своих книгах, которые являются наилучшими из составленных по тематическому признаку сборников хадисов, /5/ оба имама мухаддисов, признавшие его достоверность: /6/ Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардизбах Аль-Джу'фи Аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури, да будет доволен Аллах ими обоими.)

 

Сообщается, что мать правоверных Умм Абдуллах /7/ Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Двинется на Каабу войско, а когда (воины) достигнут пустынной части земли, она поглотит их (всех) от первого до последнего». Я спросила: «О посланник Аллаха, как же она поглотит их от первого до последнего, ведь будут среди них и люди простые, и те, кто к ним не относится?» /8/ . /9/ Он сказал: «Они будут поглощены от первого до последнего, а потом воскрешены (, и воздастся им) по намерениям их». (Аль-Бухари; Муслим).

 

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не следует переселяться после победы, /10/ но необходимость участия в Джихаде /11/ и благом намерении остается, и если вас призовут, /12/ то поспешите». (Аль-Бухари; Муслим).

Это значит, что не следует переселяться из Мекки, так как она стала территорией распространения Ислама.

 

Сообщается, что Абу Абдуллах Джабир бин Абдуллах аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

Во время одного из походов, /13/ в котором мы принимали участие вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, он сказал: «Поистине есть в Медине люди, которые неизменно были с вами, каким бы путем вы не шли и какое бы вади /14/ ни пересекали (, несмотря на то, что) их задержала (там) болезнь».

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:

...неизменно разделяли с вами награду. /15/ (Муслим)

В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал:

Когда мы вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, возвращались из похода на Табук, он сказал: «Поистине, остались за нами в Медине люди, задержавшиеся (там) по уважительной причине(, но тем не менее) находившиеся с нами, какой бы горной дорогой или вади мы не шли».

 

Сообщается, что Абу Йазид Ма'н бин Йазид бин аль-Ахнас, являвшийся сподвижником подобно своему отцу и деду, да будет доволен ими всеми Аллах, сказал:

(Однажды) Йазид, мой отец (, пожелавший) раздать милостыню, достал несколько динаров, положил их в мечети около одного человека (, чтобы тот отдал их не имущим), а потом (туда) пришел я, взял эти деньги /16/ и принес их (своему отцу). Он сказал: «Клянусь Аллахом, не тебе я хотел (отдать их)!», - после чего я обратился к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, чтобы он рассудил наш спор, и он сказал: «Тебе - то, что ты намеревался (получить), /17/ о Йазид, а тебе - то, что ты взял, о Ма'н». (Аль-Бухари).

 

Сообщается, что Абу Исхак Са'д бин Абу Ваккас Малик бин Ухайб бин Абд Манаф ибн Зухра бин Киляб бин Мурра бин Ка'б бин Луайй аль-Кураши аз-Зухри, да будет доволен им Аллах, один из десяти услышавших радостную весть о Рае, да будет доволен Аллах всеми ими, сказал:

Когда в год прощального паломничества /18/ я тяжело заболел, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел навестить меня, я сказал: «Поистине ты видишь, до какой крайности довела меня эта болезнь! Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег бедным?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «А половину о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «А треть о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Треть, но и трети будет много, ведь, поистине, тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить у людей! И, поистине, ты обязательно получишь награду за все то, что потратишь ради Лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене». /19/

 

Тогда я спросил: «О посланник Аллаха, оставят ли меня здесь после (того, как уедут) мои товарищи?» /20/ Он сказал: «Тебя ни в коем случае не оставят, и какое бы праведное дело ты не совершил, оно непременно возвысит тебя. Кроме того, возможно, что ты проживешь еще долго, /21/ чтобы благодаря тебе одни люди получили пользу, а другим был нанесен вред. /22/ О Аллах, заверши переселение для моих сподвижников и не вынуждай их отступать! О бедный Са'д бин Хауля!», /23/ - и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал выражать сожаление в связи с тем, что этот человек умер в Мекке. (Аль-Бухари; Муслим).

 

Сообщается, что Абу Хурайра Абд Ар-Рахман бин Сахр, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, Аллах Всевышний не смотрит ни на тела ваши, ни на ваше обличье, но смотрит Он на сердца ваши». /24/ (Муслим).

 

 

Сообщается, что Абу Муса Абдуллах бин Кайс аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили о том, кто следует путем Аллаха: сражающийся (ради того, чтобы другие говорили о его) храбрости, сражающийся (под воздействием) ярости /25/ или сражающийся напоказ? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «На пути Аллаха (находится) сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха» /26/ . (Аль-Бухари; Муслим)

 

Сообщается, что Абу Бакра Нуфай' бин аль-Харис ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, сказал:

Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в Аду». Я спросил: «О Посланник Аллаха, (будет справедливо, если туда попадет) убивший, но почему же убитый?!» Он ответил: «Ведь и он хотел убить своего товарища!» (Аль-Бухари; Муслим)

 

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Совместная молитва (, в которой принимает участие) человек, превосходит молитву (совершаемую) им на рынке или у себя дома, более чем на двадцать ступеней, поскольку если любой из (мусульман) совершит омовение должным образом, а затем явится в мечеть с единственной целью совершить молитву и ничто, кроме молитвы, не будет побуждать его (к этому), то пока он не войдет в мечеть, за каждый сделанный им шаг он обязательно будет возвышаться на одну ступень и с него будет сниматься одно прегрешение. Когда же (человек) войдет в мечеть (, будет считаться, что) он занят молитвой все то время, пока лишь молитва будет удерживать его (там)», /27/ и ангелы станут возносить мольбы за любого из вас, все то время, пока он остается на месте совершения своей молитвы, говоря: "О Аллах, оказывай ему милость, о Аллах, прощай его, о Аллах, принимай его покаяние, пока он (никому) не причинит обиды (, находясь здесь, и) пока он не осквернится» /28/ (, находясь здесь)!"» (Аль-Бухари; Муслим)

 

Абу-ль-Аббас Абдуллах бин Аббас бин Абд аль - Мутталиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, передавший слова своего Всеблагого и Всевышнего Господа, сказал:

«Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, /29/ после чего разъяснил это: /30/ «За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах Всеблагой и Всевышний запишет у Себя (совершение) целого доброго дела, если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет (за ним) у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел, если (человек) решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах Всевышний запишет (за ним) у Себя (совершение) целого доброго дела, а (за тем), кто решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет одно дурное дело». (Аль-Бухари; Муслим)

 

Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

(Некогда) трое людей из числа живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и наглухо закрыл для них (выход из) нее. Тогда они сказали: «Поистине, от этого камня вас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, чтобы Он избавил вас от него) за ваши благие дела!» /31/ (После этого) один из них сказал: «О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды поиски деревьев /32/ увели меня далеко от дома, а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока, узнав же о том, что они заснули, не пожелал ни будить их, ни поить молоком домочадцев и рабов раньше их, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения, и все это время дети кричали от голода у моих ног. А потом (мои родители) проснулись и выпили свое вечернее питье. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, /33/ то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!» И после этого (камень сдвинулся с места, открыв) проход (, но не настолько, чтобы) они могли выбраться оттуда.

Другой сказал: «О Аллах, поистине, была у меня двоюродная сестра, которую я любил больше (кого бы то ни было из) людей…»

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:

«...и я любил ее так сильно, как только могут мужчины любить женщин, и желал ее, но она противилась мне. (Так продолжалось до тех пор), пока не выдался (засушливый) год. И тогда она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, чтобы она позволила мне распоряжаться собой. И она пошла на это; когда же я получил возможность (овладеть) ею...»

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:

«...а когда я уселся между ног ее, она сказала: «Побойся Аллаха и не ломай эту печать иначе как по праву!» И тогда я покинул ее, (несмотря на то, что) любил ее больше всех, оставив у нее то золото, которое я ей дал. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!» И после этого камень (опять сдвинулся с места, но проход был все еще не достаточно широк, чтобы) они могли выбраться оттуда.

Третий сказал: «О Аллах, поистине, однажды я нанял работников и заплатил (всем) им, кроме одного человека, который оставил то, что ему причиталось, /34/ и ушел, я же использовал его деньги и приумножил их. А через некоторое время он явился ко мне и сказал: «О раб Аллаха, отдай мне мою плату». Тогда я сказал ему: «Платой твоей является все эти верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь». Он сказал: «О раб Аллаха, не насмехайся надо мной!» Я сказал: «Я не насмехаюсь над тобой», - и он забрал все это и угнал, ничего не оставив. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!», и после этого камень (сдвинулся настолько, что они смогли) выбраться наружу и уйти. (Аль-Бухари; Муслим)


 

1. Речь идет о хиджре переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии.

 

2. То есть: воздаянием тому, кто покинет страну неверных только ради Аллаха, послужит награда Аллаха и возможность общения с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в этом мире или в мире ином.

 

3. Поводом для этого высказывания Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не по религиозным соображениям, а потому, что он хотел жениться на женщине, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Значение этого и многих других Хадисов, где речь также идет о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, в соответствии с которым награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего то или иное дело, поскольку многие поступки, внешне представляющиеся хорошими, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.

 

4. Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что он получит в результате своего поступка в земной жизни.

 

5. Оба сборника хадисов, составленных Аль-Бухари и Муслимом, носят название «Сахих» и являются наиболее авторитетными сборниками такого рода.

 

6. В самом общем виде Хадисы подразделялись на «достоверные» (сахих), «хорошие» и «слабые».
 
7.«Умм Абдуллах» - мать Абдуллаха. У Аиши, да будет доволен ею Аллах, не было собственных детей, но пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, называл ее так по имени Абдуллаха бин аз-Зубайра, сына ее сестры Асмы.
 
8. Например, прибившиеся к войску путники.
 
9. Аиша, да будет доволен ею Аллах, удивляется тому, что наказанию подвергнутся как замышлявшие дурное, так и те, у кого дурных намерений не было.
 
10. 12 января 630 года мусульмане заняли Мекку, в связи с чем необходимость переселения оттуда по религиозным соображениям отпала.
 
11. Слово «Джихад» образовано от глагола «джахада» отдавать все силы чему-либо; бороться; воевать. Таким образом, «Джихад» может означать не только войну с врагами Ислама, но и борьбу за веру в более широком смысле слова, например, борьбу с собственнымидурными наклонностями, побуждение других к совершению всего одобряемого Шариатом и т. д.
 
12. Имеется в виду призыв правителя к вооруженной борьбе с врагами мусульман.
 
13. Речь идет о походе на Табук, начавшемся в октябре 630 года.
 
14. «Вади» - долина, высохшее русло, наполняющееся водой в период дождей.
 
15. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имел в виду, что люди, оставшиеся в Медине по болезни, но искренне намеревавшиеся отправиться в этот поход, получат такую же награду, как и его участники.
 
16. С согласия вышеупомянутого человека.
 
17. То есть: тебя не обойдет та награда Аллаха, на которую ты надеялся, пожелав помочь неимущим и остаться при этом неизвестным.
18. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершил свой единственный хаджж, получивший название «прощального паломничества» (хиджжат аль-вида') незадолго до своей кончины в феврале 632 года.

19. В данном случае имеются в виду даже не расходы на пропитание жены в целом, а те кусочки, которыми муж в шутку кормит свою жену с рук.

20. Иначе говоря Са'д спрашивает, не умрет ли он в Мекке?

21. После этого Са'д действительно прожил еще около сорока лет.

22. Имеются в виду соответственно, верующие и многобожники.

23. Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, просит Аллаха не возвращать своих сподвижников в Мекку, которую они любили ради Аллаха, но покинули из-за людей, и выражает сожаление в связи со смертью одного из своих сподвижников по имени Са'д бин Хауля, да будет доволен им Аллах, который умер в Мекке в 632 году и остался там навсегда.

 

24 В некоторых версиях данного хадиса к этому добавлено также: «...и дела ваши».

 

25. Например, тот, кто сражается, защищая своих близких.

 

26. Под «словом Аллаха» подразумевается призыв Аллаха к Исламу.

 

27.Имеется в виду, что человек станет получать награду как совершающий молитву все-то время, пока только ради молитвы он будет продолжать оставаться на месте ее совершения.

 


28.То есть: до тех пор, пока он будет оставаться в состоянии ритуальной чистоты после совершения омовения. Что касается слов о причинении обиды, то они приводятся не во всех версиях данного хадиса, и объясняются по разному. Так, например, одни комментаторы считают, что речь идет о нанесении обиды в мечети кому-нибудь из людей словом или делом, другие понимают это как нанесение обиды ангелам в результате осквернения и т. д.

 

29. Здесь имеется в виду, что Аллах повелел ангелам записывать их.

 


30. То есть: разъяснил ангелам, как следует записывать эти дела.

 

31. Имеются в виду дела, совершавшиеся только ради Аллаха.

32. Речь идет о пастбище для овец.

33. То есть: искренне желая выполнить Твое веление относительно проявления почтительности к родителям и стремясь получить от Тебя награду за это.

34. Имеется в виду, что он оставил этому человеку заработанные им деньги на сохранение.