Зияудин Юсуф Хаджи Эфенди аль Курихи

05.12.2012

Зияудин Юсуф Хаджи Эфенди остался в памяти верующего народа как ученый арабист, исламский богослов, устаз Накшибандийского направления, муршид, шейх, «Кутб заман» (Полюс времени).

 

Он родился в 1846 году  в селении Гурик Кайтагско-Табасаранского округа. В те времена, в этом селении лишь отец Юсуфа, Рамалдан владел арабской письменностью и грамотой. И он был первым учителем Юсуфа.

 

В возрасте 9 лет Юсуф Хаджи аль Курихи был отдан в медресе Молла-Курбана в  с. Халаг.

 

В этот же год умирает отец Юсуф Хаджи, на его хрупких плечах осталась большая семья, отец ушёл, оставив пять сирот, но учебу Юсуф Хаджи Эфенди не оставляет. Усиленно работая, он продолжал свое обучение.

 

К своему десятилетию, он наизусть знал много шариатских книг и продолжал свое обучение у известных арабистов округа того времени.    

 

Одним из его учителей является достопочтенный Абдул Фатах Астильский из Кюринского округа, у которого он обучался философии, астрономии, медицине и другим наукам, необходимым для фундаментального ученого.

 

В 1885 году он заканчивает медресе Хаджи-Панаха в с. Мараги и несколько лет работает там, обучая учеников.

 

При поддержке Гасан Эфенди аль Алкадари, он продолжает учебу в медресе Абдулл Фаттах Эфенди в с. Ашага–Сталь, где сразу обратил на себя внимание своей целеустремленностью, любознательностью и незаурядными способностями.

 

В медресе он получил высокие знания по основам религии, арабскому языку, философии, астрономии.

 

В 1906 году Юсуф Эфенди собрался в Хадж и добравшись до Турции, он ждал встречи в Стамбуле с крупным ученым арабистом того времени,  устазом Накшибандийского тариката, муршидом, шейхом Ахмад Хамди ар-Рукали. Но он в это время находился в Африке, в городе Триполи, высланный туда турецким султаном Абдул-Хамидом и встреча не состоялась.

 

В 1910 году Юсуф Хаджи в своем родном селении построил медресе и к нему со всех сторон Северного Кавказа стали идти люди, жаждущие в исламских науках. И многие из его учеников стали учеными - арабистами, устазами.

 

Весной 1913 года он получает приглашение от Шейха Ахмад Хамди ар- Рукали  приехать в Стамбул и оставив все дела 20 июня 1913 года пароходом из Одессы Зияуддин Юсуф  Хаджи аль-Курихи едет в Стамбул.

 

На 7-й день пребывания в Стамбуле, Ахмад Хамди ар-Рукали вызывает к себе Юсуф Хаджи и говорит: « Мой сулук (уединение)   продолжался 40 дней, а твой завершился сегодня, т.е. в семидневный срок».

 

Юсуф Эфенди познакомился в Стамбуле с многими турецкими исламскими учеными, получил там звание «магистра исламских наук».

 

И еще перед самым отъездом Зияуддина Юсуф Хаджи аль-Курихи из Стамбула, Шейх Ахмад Хамди ар-Рукали дал напутствие преемнику, сказав прямо и многозначительно буквально следующее: (Выдержка из книги) «Мой дорогой! Я не Шейх и у меня нет дара предсказания, но я Муршид, назначенный от самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха,  для наставления на путь истины. И Тарикат - имя мое, и Накшибандия имя мое и ты такой же, как я. И я вижу, тебя некоторые  вещи заставляют опасаться. Они не причинят тебе вреда и не страшны также как вода, вытекающая из дерева, не причинит вреда его плодам».

 

На родину Юсуф Хаджи Эфенди вернулся в ранге шейха, муршида тариката Накшибандийя. По приезду он сразу же приступил к духовному  наставничеству и  до самой смерти, не видел своего устаза Ахмад Хамди ар Рукали, но  имел с ним постоянное духовное общение.

 

Широко известны в исламском мире труды Юсуф Эфенди: « Жамиаьул гьясанат», написанная и изданная в 1912 году в типографии Мавраева в Темирхан-Шуре, «Сифату ссолят», «Китабул Иджазати вал Изни минал Кутби» и многие другие.

 

Зияуддин Юсуф-Хаджи Эфенди не дожил до глубокой ста­рости, но жизнь его была насыщенной и плодотворной, много­го успел достичь. Последние годы носили на себе отпечаток того сложного и драматического периода истории. Он жил в ожидании грядущих потрясений, о которых еще в 1914 г. пред­вещал, в своем духовном завещании алимам Дагестана, его устаз Сейид Ахмед Хамди Хусамуддин ар-Рукали Дагистани из Стам­була. Он призывал своих дагестанских собратьев к единению, проявлению мудрости и терпения. Предостерегал от поспешных и рискованных шагов, сверяя каждое действие с Кораном и Хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Революция 1917 г. стала реальностью со всеми своими последствиями, она внесла свои коррективы в жизнь. Наступи­ла пора социальных перемен и сплошных противоречий, то было время тяжелых испытаний и глубоких раздумий, время пере­смотра духовных и культурных ценностей общества. В умы людей внедряли иное мышление, склоняли к отходу от тради­ционного уклада жизни. Новое веяние времени коснулось всех слоев населения, каждого человека в отдельности и всех вме­сте.

 

В этой неразберихе труднее всего приходилось духовен­ству, потому что  настали времена красного террора и уничтожения исламских ученых атеистами- большевиками.

 

Сложная дилемма стояла перед ним. Все острие идео­логической борьбы было нацелено на религию. Увидев духовное оголение Дагестана и окружающих регионов, Юсуф Хаджи надо было сделать единственно правильное решение из сложившейся ситуации. Выдержать этот натиск и одновременно поиск обоюдно приемлемых точек соприкосновения, отказавшись от бесперспективного сопротив­ления новым порядкам, только в таком подходе виделось раци­ональное зерно, следовательно, шанс на выживание духовен­ства. Клубок противоречий можно было распутывать путем кон­тактов и взаимопонимания между сторонами.

 

Зияуддин Юсуф-Хаджи, будучи разносторонне образован­ным, здравомыслящим и дальновидным алимом, быстро сори­ентировался в довольно сложной и нестабильной политичес­кой обстановке того времени. Он активно включился в преоб­разовательный процесс.

 

Как всесторонне развитый специалист, он стал работать в издательстве и тайно продолжал обучение молодежи исламским наукам. Благодаря Юсуф Хаджи, в Дагестане в те лихие времена сохранился и продолжал развиваться Ислам.

 

На все происходящее он смотрел трез­во, ясновидящим взором и с перспективой. Он предостерегал от опасного развития событий и обострения взаимоотноше­ний.

 

Приведем лишь один пример,  из его жизни, раскрывающий всю его дальновидность и наставническую  мудрость.

 

Последний раз дело слушалось в Маджлисе на заседа­нии "Тройки", под председательством Гамринского. Много лет спустя после смерти деда, один из участников этого процесса, будущий историк Я.А. Кукулиев поделился своими впечатле­ниями. По свидетельству профессора Я.А. Кукулиева, участвовавшего в качестве переводчика, исход дела был предрешен не в пользу "подсудимого".

 

Но случилось обратное. Зияуддин Юсуф-Хаджи на суде держался уверенно и корректно. Смело и аргументировано отвергал один за другим все пункты обвинения. Своей эруди­цией, логикой мышления, широтой кругозора, высоким интеллектом и культурой общения, он обезоружил суд. Виновным себя не признал. Суду ничего не оставалось, кроме как вынес­ти оправдательный вердикт. При всем своем старании и пред­взятости суд не нашел в его действиях ничего противоправно­го и противоречивого.

 

В заключение председательствующий задал такой вопрос:

 

-Новая власть не на стороне вашей религии. Зная об этом, вы выступаете в поддержку этой власти, почему?

 

- Все происходящее есть историческая закономер­ность, предопределенная по воле Аллаха. Кто противится этой истине, того ждет суровое Божье наказание. Этого я боюсь. Таков мой ответ на ваш вопрос.

 

Свой ответ он подкрепил аятами из Корана. Суд остался доволен ответом. Дело было прекращено, его отпустили с миром.

 

В самые тяжелые времена Юсуф Хаджи аль-Курихи  продолжал беспрерывное обучение молодежи исламским наукам. Благодаря нему, в Дагестане в те времена сохранился и продолжал развиваться Ислам.

  

В 1932 он ушел в мир вечности,  оставив после много учеников – ученых арабистов и передав свой путь самому достойному из них - Шейху  Абдулла Эфенди аль-Гурики.